2017-05-10

Сибирские ученые воссоздали процессы, происходящие в мантии Земли

Новосибирские ученые существенно продвинулись в понимании физики происходящего в верхней мантии Земли, воссоздав в лабораторных условиях происходящие в литосфере процессы, сообщает в среду пресс-служба Института ядерной физики (ИЯФ СО РАН). В Институте пояснили, что проходящие в недрах Земли процессы можно установить только при изучении обломков глубинных пород, вынесенных лавами при вулканических извержениях (ксенолитов). Изучая ксенолиты Авачинского вулкана, ученые сибирских институтов создали условия, похожие на те, что происходят внутри Земли во время вулканической активности.

Как оказалось, экспериментальные результаты хорошо согласуются с данными численного моделирования сейсмических процессов. Результаты опубликованы в журнале Geochemistry International. В ходе эксперимента c помощью мощного электронного пучка ученые "расплавили" образец ксенолита. Для облучения был выбран режим плавления, при котором пучок электронов диаметром 3-4 сантиметра воздействует на объект в течение 45 минут. Температура плавления на поверхности составляла примерно 2,5 тысячи градусов. "Граница плавления медленно опускается внутрь, а на поверхности кипит расплав, так же, как лава кипит на вулкане, только температура в экспериментах примерно в два раза выше, чем в лаве самого горячего Гавайского вулкана", - приводится в сообщении слова главного научного сотрудника Института геологии и минералогии СО РАН Виктора Шарапова.

Ученые отмечают, что эксперимент позволил получить потоки газов, которые фильтровались по трещинам, растворяли минералы, при этом на холодной поверхности формировались конденсаты. Полученная скорость растворения хорошо согласуется с оценками в рамках ранее созданной математической модели, однако в условиях лаборатории этот процесс занимает менее 45 минут, а в природе - несколько дней, во время сильных землетрясений.

"Важность исследования связана с необходимостью совершенствования прогноза времени и места возможной сейсмической активности, чтобы минимизировать опасности для населения этих районов. Кроме того, исследование дает дополнительную информацию об образовании рудных месторождений", - говорится в сообщении. Модель, позволившую получить важную информацию о литосферных процессах, создали ученые из трех научных институтов СО РАН, а также двух новосибирских вузов.