2004-08-24

Серебро из мусора

Донецкий научно-исследовательский институт заменяет Украине то, чего у нее никогда не было, — серебряные руды. Украинские предприятия уже получили от института 40 тонн серебра.

ДонИЦМ сознательно променял
золото на серебро

Романтическая эпоха заявлений о том, что у нас, мол, «все свое», как-то сама собой сошла на нет после громких презентаций первых слитков золота, полученных из руды Мужиевского и некоторых других месторождений, открытых украинскими геологами. Выяснилось, что залежи благородного металла в стране действительно есть — 228 так называемых геологических проявлений, однако их специфика — «тяжелая» для дальнейшей переработки руда, сложные и опасные условия сооружения шахт, кроме того, необходимо вложить немало средств в природозащитные мероприятия.

Еще более напряженная ситуация сложилась с серебром и некоторыми редкоземельными металлами, необходимыми для потребностей электроники, компьютерной индустрии и других сфер high-tech. В Украине нет производителей, которые предложили бы экономике эти металлы в первичном виде из отечественных природных месторождений.

Тем временем в Донецке действует учреждение, которое уже дало Украине более 40 тонн очень дефицитного серебра. Факт довольно примечательный, если учесть, что этот объект — вовсе не секретный специализированный завод-«почтовый ящик», а обычный научно-исследовательский институт.

Как рассказал корреспонденту «Контрактов» заместитель директора по научной работе Донецкого института цветных металлов, кандидат химических наук Александр Самсонов, в последние годы среди субъектов отечественного рынка вторичных драгоценных металлов произошло разграничение сфер влияния. «Ведь все, что относится к такой деликатной сфере деятельности, находится под бдительным контролем государства, и конкурировать между собой, в стиле частных предпринимателей, нам ни к чему».

Однако из других источников мы узнали, что процесс разграничения проходил для отечественных специализированных фирм довольно болезненно. Сначала, радуясь рыночной свободе и, казалось бы, неиссякаемым запасам сырья, которые оставила в наследство беспорядочная советская система, переработчики наперегонки бросились собирать и перерабатывать самое ценное — вторичное золото. Но со временем в «золотом» сегменте появились беспорные лидеры, оснащенные мощным западным оборудованием, приобретенным государством за валюту (странным образом обычно связанные с известным машиностроительным объединением «Южмаш»). В институте ДонИЦМ хотя и имели свою технологию, однако мудро решили не испытывать судьбу в неравной борьбе, а добровольно перешли в менее престижную «нишу» утилизации вторичного серебра.

Как выяснилось со временем, на «серебряные копейки» можно неплохо существовать. Процесс производства благородного металла из вторичного сырья состоит из пяти этапов — от сборки (чуть не по миллиграммам) серебра из любых микроконтактов испорченного электронного оборудования через обогащение полученного полиметаллического сырья, аффинаж, многоступенчатый процесс очистки — вплоть до изготовления конечного товарного продукта. И на каждом из этих этапов, учитывая упоминавшуюся уже специфику, нужно получать разрешение государства. Донецкий институт цветных металлов, выдержав тягомотную процедуру, единственный в Украине собрал полный комплект гослицензий и наладил прибыльное производство серебряных припоев.

Постоянными потребителями продукции ДонИЦМ сегодня являются такие отечественные компании, как концерн бытовой техники «Норд», объединение «Лугансктепловоз», харьковское оборонное производственное объединение «Завод им. Малышева», а также почти все отечественные атомные электростанции. Институт реализует серебряные припои по цене 2—5 тыс. грн (в зависимости от процента серебра) за килограмм. Как считает заместитель директора института Александр Самсонов, партнеров привлекают не только цены, которые действительно заметно отличаются от прейскурантов зарубежных поставщиков. Донетчане согласны поставлять товар мизерными объемами, иностранные же «фирмачи» по большей части настаивают на «глобальных» партиях, которые заметно бьют по оборотным средствам предприятий.

40 тонн есть, но ученые надеются на большее

Все бы ничего, но рынок Украины понемногу становится узковатым для институтского комплекса рисайтлинга вторичного серебра. Опытно-промышленная установка сегодня вынуждена работать едва вполовину своей мощности. Ждать окончательного восстановления отечественного машиностроительного комплекса, чтобы завалить его дешевыми специальными припоями, — это слишком длинный и ненадежный путь, считают в институте. Рынки благородных металлов, как упоминалось, — область специфическая, за семью печатями. На их завоевание транснациональные фирмы тратят годы и не жалеют денег. Чего стоит, например, распространенная международная практика предоставлять потенциальному заказчику образцы своих серебряных припоев в пробное использование — донетчанам о таком, учитывая отечественное законодательство и финансовые возможности, остается только мечтать.

«Если государство хочет жестко контролировать нашу сферу, — размышляет над проблемой один из инициаторов создания институтского производства вторичного серебра кандидат технических наук Виктор Бредихин, — то почему бы не позаботиться о создании внешнеторговой фирмы, государственной по форме собственности, но рыночной по сути, которая была бы непосредственно заинтересована в продвижении нашей продукции на заграничные рынки. Чтобы расширить объемы производства, мы охотно поделились бы прибылью с такими посредниками».

В то же время на горизонте отечественного рисайтлинга серебра нарисовалась другая проблема. Какими бы сказочными ни были «залежи» старого электронного и электротехнического оборудования, которые Украина унаследовала от Страны Советов, годы бесконтрольного сбора утиля с содержанием драгоценных металлов и его «серый» экспорт за границу сделали свое дело. Сегодня, чтобы нормально обеспечивать сырьем институтское производство, специалистам ДонИЦМ приходится постоянно ездить в командировки в военные части, в которых еще есть «залежи» неутилизированного драгоценного металла в виде списанных электронных блоков и некоторых разновидностей сложных вооружений.

Принимая во внимание такой поворот событий, ДонИЦМ собирается перейти на целиком новые схемы получение благородных металлов: из старых отвалов промышленных предприятий и шламохранилищ тепловых электростанций, которые без счета разбросаны на просторах Донбасса. В свое время туда широким жестом сбрасывали почти «всю таблицу Менделеева», следовательно, в свалках накопились привлекательные «клеточки таблицы», которые порой намного дороже золота.

Кстати, как утверждают донецкие ученые, принципиально новые технологии позволяют опять поставить на повестку дня добычу своего, украинского, золота из разведанных отечественных месторождений, теперь уже на вполне рентабельных основах. Но чтобы окончательно снять все вопросы, донетчанам нужен серьезный эксперимент, а на него — финансирование.



фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ