2007-04-02

Руны каменной азбуки

Одна из основ металлургии — коксующийся уголь — останется дефицитным еще в течение нескольких лет

В отличие от коксующихся углей, добываемых в основном закрытым способом, энергетических на сибирских разрезах в избытке. Фото: Борис БарышниковУгольная тематика, в связи с недавней аварией на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области, в последнее время не сходит с первых полос СМИ и занимает существенную часть новостных выпусков телеканалов. И все чаще нам приходится слышать различные буквенные обозначения углей. Далеко не каждый способен понять, почему, несмотря на произошедшую на шахте трагедию, собственники заявили, что предприятие будет восстановлено. Ответ очевиден: на рынке ощущается нехватка коксующихся углей, которые добывались на взорвавшейся шахте.

Фабрики кокса

На территории Сибирского федерального округа угли представлены тремя типами: бурыми (55,1 %), каменными (44,3 %) и антрацитами (0,6 %). Коксующиеся угли, составляющие 45,7% от балансовых запасов каменных углей категории А+B+C1, сосредоточены в Кемеровской области (89,8 %), Красноярском крае (4,1 %), Республике Тыва (3,0 %) и Иркутской области (2,1 %). В зависимости от сочетания технологических свойств, угли различных кодовых номеров объединяют в технологические марки, группы и подгруппы. Используется более десяти технологических марок, наименования которых аналогичны промышленной классификации.

В целом же рынок угля делится на две части: энергетические и коксующиеся угли. Энергетические служат топливом для различных электростанций, коксующиеся — сырьем для производства металлургической продукции. Энергетические марки включают как каменный, так и бурый уголь. Коксующимся может быть только каменный.

Коксующиеся угли перерабатывают в металлургический кокс — твердый остаток, образующийся путем высокотемпературного (900–1 100 °C) разложения каменного угля без доступа воздуха. К ним относят угли марок «Г», «Ж», «К», «ОС», обладающие наибольшей спекающей способностью (переход при нагревании без доступа воздуха в пластическое состояние с последующим образованием связанного нелетучего остатка). Металлургический кокс можно получить только из углей марки «К» или из смеси других марок, приближенных к ней по свойствам.

После добычи на шахтах и разрезах коксующийся уголь нуждается в переработке, которую осуществляют обогатительные фабрики. Продукцией этих фабрик является концентрат угля, который поставляется потребителям. Основными поставщиками коксующегося угля и его концентрата являются структуры вертикально интегрированных компаний, которые объединяют в себе мощности по добыче и переработке. В некоторых случаях поставка угля может осуществляться непосредственно с разрезов и шахт, поставка концентрата, соответственно, — с обогатительных фабрик. Типичным примером может служить Группа «Белон», у которой в 2006 году при собственном объеме добычи коксующихся углей в 1,2 млн тонн, объем переработки рядовых углей составил 4,3 млн тонн, а объем производства угольного концентрата — 3 млн тонн (все данные предварительные).

Из полученного в результате переработки рядового угля и угольного концентрата металлургические комбинаты и коксохимзаводы производят кокс.

Под литерой «Ж»

В последние годы благоприятная мировая конъюнктура рынка металлов, а также рост экономик ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, подстегивающих спрос на продукцию металлургии, благоприятно сказались на росте объемов производства металлопродукции в России и, соответственно, на сырье для его производства. Кроме того, около трети всего добываемого в России угля экспортируется за границу, ежегодно объемы отгрузок увеличиваются не менее чем на 5%. Экспортные поставки в обозримом будущем, по оценкам аналитиков, будут расти ежегодно на 7–10%. Причем наиболее дефицитными позициями являются коксующиеся угли марок «Ж» и «К», и уже сейчас, по различным оценкам, дефицит углей этих марок в России составляет не менее 10 млн тонн в год.

Нехватка углей «Ж» и «К», кроме всего прочего, обусловлена выходом из строя нескольких шахт в Воркуте и Кузбассе, на которых раньше добывались эти марки. Кузнецкий угольный бассейн покрывает более 85% объемов добычи коксующихся углей внутри страны. Печорский (Воркута) и Южно-Якутский бассейны занимают 13% и 1% рынка соответственно. Дефицит коксующихся углей возник не вчера, и крупные металлургические комбинаты еще несколько лет назад принялись скупать угольные активы для того, чтобы снизить риски обеспеченности сырьем. Чуть больше года назад этот процесс завершился, когда Новолипецкий металлургический комбинат приобрел ОАО «Прокопьевскуголь» и ОАО «Алтай-Кокс». А после пуска пятой коксовой батареи на «Алтай-Коксе» мощностью 1,14 млн тонн в год потребности комбината были закрыты практически полностью. Сейчас почти все крупные меткомбинаты, большая часть угольных активов которых сосредоточена в Сибири, обеспечены собственным углем всех марок, за исключением «Ж» и «К».

Выход есть

Частичным выходом из этой ситуации является простая замена высококачественного угля на угли других марок, что и происходит сейчас. Серьезным подспорьем в этом деле является строительство новых обогатительных фабрик. Только за последние два года на Кузбассе было запущено несколько фабрик общей мощностью более 16 млн тонн в год. Если всем инвестпланам по строительству новых мощностей суждено сбыться, то в ближайшие три–четыре года объем перерабатывающих мощностей Кузбасса увеличится вдвое. Пуск фабрик наряду со строительством новых шахт и разрезов позволит снизить дефицитную остроту, но не ликвидирует ее.

Решить проблему поможет разработка Элегестского месторождения в Республике Тыва. Там сосредоточены ценные марки коксующихся углей. Утвержденные запасы составляют 288 млн тонн, и после проведения доразведки они могут быть увеличены до 900 млн. На его разработку необходимо 15,4 млрд рублей, проектом предусмотрено строительство и двух обогатительных фабрик и трех шахт производственной мощностью 4 млн тонн в год каждая. Проблема в том, что до введения в действие железной дороги добываемый уголь в объеме 2 млн тонн в год после его обогащения планируется вывозить автомобильным транспортом по федеральной трассе М-54 «Енисей» до станции Курагино (Минусинск) Красноярской железной дороги с последующей перегрузкой на железнодорожный транспорт. Но есть большие опасения, что автомобильная доставка до Минусинска поставит реализацию этого проекта на грань рентабельности. Поэтому, пока железнодорожное сообщение республики с другими регионами не будет организовано, о резком увеличении темпов работ по разработке месторождения можно забыть.

22 марта этого года комиссия по инвестиционным проектам правительства РФ одобрила в полном объеме заявку «Енисейской промышленной компании» на финансирование проекта за счет средств Инвестиционного фонда РФ в объеме 98,8 млрд рублей. Напомним, что ранее подобная заявка на 52,24 млрд рублей уже получала положительную рекомендацию от комиссии, но не была окончательно одобрена. Если в соответствии с планами строительство дороги будет завершено к 2012 году, то Тывинский угольный проект станет одним из главных векторов развития отрасли и позволит устранить дефицит кокса.