2004-08-23

Рудный выбор. Парламент остановился на бесконфликтном варианте приватизации "Укррудпрома"

Быстрый и, к счастью, бескровный штурм центрального ГОКа стал наглядным свидетельством того, куда могут завести корпоративные конфликты… Причем независимо от того, кто в таком случае побеждает, сама отрасль теряет — пока идут разборки о собственности, ни о каких серьезных инвестициях в предприятие не может быть и речи.

Между тем предприятия горнорудной отрасли сегодня нуждаются не в конфликтах, а в инвестициях. Для реализации Программы развития железорудных предприятий на период до 2010 г. необходимо направить 9,0 млрд. грн. капитальных инвестиций. При этом сами предприятия смогут обеспечить за счет своих доходов не более 60% от необходимых средств. Остальное в отрасль следует привлечь в виде инвестиций — для чего, собственно, и проводится приватизация.

Для вывода предприятий горнодобывающей отрасли из финансово-экономического кризиса необходима системная и планомерная многолетняя работа по восстановлению основных фондов и преодолению катастрофического отставания по вскрышным работам.

Огромные деньги нужны для повышения качества и конкурентоспособности товарной продукции. Надо помнить, что Криворожское месторождение железных руд эксплуатируется более 100 лет. Сливки давно сняты, из числящегося сегодня на действующих предприятиях балансового запаса в 8,6 млрд. тонн только 370 млн. тонн (4,3%) — природно богатые, остальные — бедные железистые кварциты, нуждающиеся в обогащении.

Кроме того, без привлечения инвестиций фактически обречен и подземный Кривбасс (а это около 15 млн. т добычи). Там уже сейчас крайне необходимо завершить первый этап реструктуризации и перейти к реализации второго этапа реструктуризации отрасли. Без этого намеченная в программе ежегодная добыча 67 млн. тонн руды так и останется в планах.

Так что приватизация «Укррудпрома», производящего почти 70% товарной продукции отрасли, столько же железорудного концентрата и более 50% железорудных окатышей, — во многом судьбоносное решение. В этом году уже рассматривалось несколько предложений привлечения инвестиций на предприятия. Судя по всему, сейчас удалось найти вариант, сводящий к минимуму конфликтный сценарий.

В конце ноября Верховная Рада приняла в первом чтении Закон «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании (ГАК) «Укррудпром». Его основной идеей стала возможность продажи ГОКов не целиком, что привело бы к монополизации рынка и вызвало затяжную войну за собственность. Учитывая, что доля предприятий ГАК «Укррудпром» в производстве товарной продукции составляет 44 млн. т. (69%), ее последствия означали бы кончину украинской металлургии.

Поэтому парламент принял более взвешенный вариант продажи пакетов ГОКов по отдельности разным инвесторам. Приватизации будет подлежать не сам «Укррудпром» в целом, а отдельные пакеты акций предприятия. Cоответственно, приватизация каждого ГОКа по отдельности — это возможность избежать монополии на рынке железорудного сырья для металлургической промышленности.

При этом к потенциальным покупателям предъявляется ряд требований, основным из которых является прямой запрет оффшорным компаниям участвовать в приватизации.

Кроме того, для сохранения контроля над выполнением инвестиционных обязательств на первом этапе предполагается закрепление в госсобственности блокирующего пакета акций.

Как отмечается в обосновании принятого решения, попытки получения «быстрого дохода без значительных капитальных затрат приведут к необратимым отрицательным последствиям и потере возможности дальнейшей эффективной и безопасной разработки месторождений».

От приватизации предприятий компании ждут привлечения мощных стратегических инвесторов, которые должны будут осуществить капитальные вложения в развитие горнорудных предприятий, в том числе в развитие общей инфраструктуры месторождения в вышеупомянутых объемах.

При этом для гарантии достаточного уровня влияния на процессы в приватизированных предприятиях на первый период у государства останутся блокирующие пакеты акций предприятий. Такая подстраховка необходима. Она обеспечит продолжение функционирования Криворожского месторождения железных руд как единого хозяйственного комплекса. Учитывая, что и после приватизации ГОКам придется решать сложнейший комплекс природоохранных функций, это окажется нелишним.

Город расположен вдоль месторождения, фактически под Кривым Рогом образовалась полоса карьерных выработок и подземных пустот протяженностью более 100 км, шириной до 3 км и глубиной свыше 1300 метров. А вдоль этой полосы — отвалы пустых пород, хвостохранилища высотой более 100 метров…

Не стоит забывать и о том, что ГОКи — это градообразующие предприятия.

С другой стороны, чтобы избежать многолетнего корпоративного конфликта, депутаты согласились, что первоочередное право на приобретение оставшихся акций имеют инвесторы, уже владеющие более 25% акций продаваемого предприятия.

В дальнейшем они имеют приоритетное право и на приобретение госпакета. После оценки стоимости смогут выкупить закрепленные в госсобственности акции. Кроме того, проект закона предполагает мораторий на банкротство предприятий «Укррудпрома» в течение пяти лет.

В общем, новый законопроект, в отличие от варианта приватизации всего «Укррудпрома», — это шанс провести мирную приватизацию, избежав корпоративных войн в отрасли между существующими собственниками блокирующих пакетов и новым собственником «Укррудпрома». Похоже, что такой вариант устраивает все заинтересованные стороны: ПриватБанк, Лукойл-Северо-Запад, СКМ, ИСД, Укрсиббанк.

Кстати, согласно объявленным планам в ближайшей перспективе значительно возрастет доля поставок руды на внутренний рынок… Если объем экспорта планируется сохранить на уровне 2002 года, то поставки железорудного сырья на украинские предприятия возрастут примерно на 10% — до 45,3 млн. тонн.

Тем самым будет снижена зависимость от импортного сырья. Предполагается, что за счет увеличения объема поставок концентрата и окатышей на внутренний рынок будет обеспечено постепенное уменьшение импорта из России. С 2007 года железорудные предприятия должны будут уже полностью обеспечить потребность внутреннего рынка (при планируемом производстве чугуна в 26,0 млн. т).

В целом же привлечение инвестиций даст отрасли мощный импульс к развитию. Это понимают и депутаты. Недаром законопроект был одобрен в первом чтении, а альтернативный «предконфликтный» законопроект — «с монопольной продажей» — даже не рассматривался.

Тем более что в принципе предлагаемый закон фиксирует существующие положения, когда на всех ГОКах уже имеются крупные негосударственные собственники.

Кстати, ФГИ тоже заявлял, что считает более целесообразной приватизацию горно-обогатительных комбинатов, входящих в государственный холдинг «Укррудпром», по отдельности, а не единым пакетом.

«Укррудпром» — слишком уникальный объект, чтобы продавать его просто так. Государство должно быть уверено, что его продажа не приведет к потере национального достояния. И ценность проекта нардепа Мовчана заключается именно в наличии таких гарантий.

Естественно, пока сделан лишь первый шаг, еще предстоит второе чтение, между чтениями нужно будет согласовать в законопроекте все шероховатости. Но начало вселяет надежды.

ГАК «Укррудпром» создана в 1998 году. В ее состав входят Северный, Южный и Ингулецкий ГОКи, Сухая Балка, Докучаевский флюсодоломитный комбинат, а также Новотроицкое и Балаклавское рудоуправления. 100% акций «Укррудпрома» принадлежат Фонду госимущества. Уставный фонд компании составляет 1,154 млрд. грн.