2005-09-16

Россия. В подземные впадины может провалиться часть Москвы

Как известно, Москва стоит на семи холмах. Точнее стояла, так как сами холмы давно срыли, а вот впадины остались. В которые вполне может провалиться часть города. Чтобы этого не произошло, за геологическим здоровьем пристально следят специалисты.

Все прекрасно помнят случаи провалов в столице. В одно мгновение под землю уходили дороги, автомобили и даже целые дома. Под тонким слоем асфальта или хлипким фундаментом оказывались внушительные пустоты. Причем они могли быть как естественными, так и рукотворными.

Валентина Васильева, директор территориального Центра мониторинга ФГУП "Геоцентр-Москва": «Под Москвой считайте что второй город. Это и метрополитен, это здания соответствующие, это подземные проходки, переходы. 93 по 2000 год считалось, что в Москве вообще никакой геологии нет. Один техноген и все».

Но геология в столице все-таки оказалась. Карстовые пещеры, подземные реки и плывуны изрядно портят планы строителям. Чтобы Храм Христа Спасителя не съехал в реку, архитекторам пришлось немало попотеть. К счастью, все опасные зоны города хорошо известны геологам. Это Хорошево, Москворечье, Фили и Коломенское. Кстати, ученые до сих пор удивляются, как зодчие известной церкви Вознесения смогли найти единственную точку в парке, не подверженную оползням. Но оказывается и современные строители, тоже стараются опираться исключительно на интуицию.

Валентина Васильева, директор территориального Центра мониторинга ФГУП "Геоцентр-Москва": «В Москве строительство - оно иногда опережает вот эти вот документы. Здесь просто в начале постановление выпускается правительства. Проекты, они выпускаются гораздо позже».

Самое пристальное внимание геологов к так называемому объекту номер 1 - Воробьевым горам. На этом участке самая большая концентрация опорных точек и смотровых скважин. Всякое строительство на склоне почти обречено. Новые микро-обвалы здесь появляются чуть ли не каждый день. Причем заметны они невооруженным глазом. Знаменитый трамплин хоть и выглядит устойчиво, уже давно, как говорят исследователи, дал трещину в основании. Другая "стройка века" затянулась на десятилетия.

 Самый грандиозный из неудавшихся проектов столичной подземки - станция "Ленинские горы". О том, что на этом месте строить нельзя, узнали лишь когда эскалататоры начали изгибаться, а метромост "поплыл". С тех пор полуразрушенный вестибюль служит напоминанием об опасности шуток с природой.

ТВ-Центр