2006-02-08

Россия. Павел Корчагин: Необходимо сохранить единую госсобственность на недра...

Прокомментировать ситуацию, сложившуюся по поводу реформирования Закона РФ «О недрах», корреспондент «ЭХО-ДВ» попросил руководителя департамента природопользования администрации Приморского края Павла Корчагина:

«Необходимо сохранить единую государственную собственность на недра и конституционный принцип « двух ключей», предусматривающий совместное распоряжение государственным фондом недр Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Закон РФ “О недрах”, действующий с 1992 г., позволил внедрить существенные элементы рыночных отношений в систему недропользования, привлечь в добывающие отрасли промышленности инвестиции, стабилизировать, а затем увеличить добычу основных видов полезных ископаемых.

Предпринятое в последние годы активное реформирование Закона «О недрах» на наш взгляд связано не только с необходимостью устранения недостатков и пробелов в законодательстве. Государство не удовлетворено состоянием дел в сфере регулирования отношений недропользования и прежде всего отсутствием конкурсности и прозрачности процедур, обеспечивающих доступ к участкам недр, очевидным несовершенством и несправедливостью механизмов изъятия рентных доходов (горная рента) в ущерб государственным интересам.

На наш взгляд, идеология законопроекта направлена на будущий передел имущественных прав на участки недр особенно тех, которые в условиях действующего Налогового Кодекса приносят их владельцам сверхприбыли. Механизм передела достаточно прост. Предлагаемая отмена лицензионного порядка предоставления прав пользования участками недр и замена его договорной формой отношений в соответствии с Гражданским Кодексом приведет к принудительному переводу действующих лицензий на договорные формы пользования недрами, что позволит государству и чиновникам федерального уровня избавиться от не эффективных и не угодных недропользователей и перераспределить права на пользование участками недр (в нефте-газо-добывающих регионах) по своему усмотрению, без вмешательства региональных властей и учета интересов проживающего на территории населения.

Интересы общества (государства) в сфере недропользования не всегда совпадают с интересами отдельных физических лиц и предприятий. Поэтому без государственного регулирования невозможно, например, обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы и рациональное использование недр. Очевидно, что эффективное управление в сфере недропользования невозможно без заинтересованного участия региональных органов власти и органов местного самоуправления, целью которых является обеспечение социально-экономических и экологических основ жизни населения. Поэтому необходимо соблюдать баланс интересов государства, регионов и муниципальных образований.

Вместо этого законопроект в интересах крупного бизнеса предлагает применение исключительно аукционной формы торгов и гражданско-правовых норм, предусматривающих залог и оборот прав пользования недрами, что приведет к формированию рынка по приобретению прав на пользование участками недр, содержащих подготовленные или уже вовлеченные в эксплуатацию месторождения дефицитных и высоколиквидных видов минерального сырья. Недропользователю это экономически более выгодно, чем рисковать своими капиталами, проводя геологоразведочные работы на новых перспективных площадях. При этом главными игроками на таком рынке будут крупнейшие инвесторы не обязательно с российским капиталом.

Поэтому, думается, необходимо сохранить единую государственную собственность на недра без разграничения на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Разграничивать необходимо управленческие полномочия таким способом, чтобы оба уровня территориального управления в сфере недропользования являлись равноправными и равно заинтересованными партнерами».

ИА "ЭХО-ДВ"