2004-11-15

Россия. Нефтяные компании значительно сократили объемы бурения

    Российские нефтяные компании меньше интересуются неразведанными месторождениями и не бурят новых скважин. НК за первые девять месяцев этого года сократили проходку в бурении на 4,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сильнее всего упало разведочное бурение — на 20,6%. В эксплуатационном общее падение составило 3,4%.
    Больше всех бурение сократилось у ЮКОСа — на 32% (31% — в эксплуатационном и 41% — в разведочном бурении). «Счета наших «дочек» арестованы, мы не можем платить подрядчикам. Кто же нам будет бурить?», - заявил руками руководитель пресс-службы компании Александр Шадрин.
    У ЛУКОЙЛа таких проблем нет, но компания сильно сократила бурение: на 8% — эксплуатационное и на 27% — разведочное. Так же дела обстоят в «Татнефти», которая за девять месяцев этого года сократила эксплуатационное бурение на 11%. Провал по разведочному бурению наблюдается у «Сибнефти» и «Славнефти»: первая сократила его вчетверо, а вторая — на 56%. И даже чемпион по разведке — «Сургутнефтегаз» (на его долю приходится 30-40% российской проходки) сократил разведочное бурение на 9%. Единственной компанией, нарастившей объемы бурения, стала ТНК-ВР, которая на 28% увеличила проходку в эксплуатационном бурении и почти втрое — в разведочном, сообщают «Ведомости».
    «Много бурить — не значит хорошо бурить», — уверен представитель ЛУКОЙЛа Геннадий Красовский. По его словам, раньше, когда существовали отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы, компания обязана была тратить их там, где нефть добывается, т.е. в Западной Сибири. Теперь же, говорит Красовский, предприятие вольно вкладывать средства в геологоразведку где угодно и отдает предпочтение новым для себя регионам. Там на метр проходки приходится 6000-7000 тонн прироста запасов против 200-400 тонн в Сибири. «В результате в последние три года мы восстанавливали наши запасы почти на 200%, и в 2004 году этот показатель составит не менее 150%», — сообщил Красовский. Та же картина, по его словам, и в эксплуатационном бурении: при его сокращении на 8% объем добычи растет примерно на те же 8% за счет современных технологий. То же самое происходит и в «Татнефти». «Бурить можно меньше, а добывать — больше», — отметил главный геолог «Татнефти» Раис Хисамов. По его словам, компания теперь пользуется новыми технологиями вскрытия пластов, что позволяет увеличить дебеты новых скважин.
    Представители «Сибнефти» и «Славнефти» обещают наверстать упущенное позднее. «Сургутнефтегазу» сейчас просто нечего разведывать, объяснила руководитель пресс-службы компании Раиса Ходченко. В Западной Сибири неисследованных месторождений почти не осталось, новые лицензии на торги не выставляются.
    Одна из причин, по которой нефтяники меньше интересуются разведкой, — высокие мировые цены на нефть, полагают в Минэнерго. Компании бросают все усилия на добычу и экспорт, а не на увеличение запасов. Другая причина — несовершенство законодательства в сфере налогообложения и природопользования.

УралПолит.Ru