2007-04-28

Россия. Научное судно "Академик Федоров" завершило антарктическую экспедицию

Научно-экспедиционное судно Росгидромета «Академик Федоров» возвращается из Антарктиды к родным берегам с участниками 51 и 52 РАЭ на борту.

2 мая 2007 года к причалу Канонерского судоремонтного завода в Санкт-Петербурге из рейса по программе 52-й Российской Антарктический экспедиции (РАЭ) возвращается научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета.

На борту НЭС «Академик Федоров» в Санкт-Петербург прибудут 169 человек. Это участники 51-й зимовочной экспедиции (61 человек) , 52-й сезонной РАЭ (52 человека) и экипаж судна (66 человек).

В антарктический рейс НЭС «Академик Федоров» вышло из Петербурга 3 ноября 2006 года. За 180 суток пребывания в море судно дважды заходило в германский порт Бремерхафен и трижды - в южно-африканский Кейптаун; было выполнено два захода на антарктическую станцию «Мирный», по три – на станцию «Прогресс» и сезонные полевые базы «Дружная-4» и «Молодежная», один заход – на станцию «Новолазаревская». Всего в период выполнения рейса было пройдено 34090 морских миль, из них 11090 морских миль – в антарктических водах, 2540 морских миль – в дрейфующих и припайных льдах. Из 180-ти суток рейса непосредственно морские работы составили 160 суток (93 суток в антарктических водах). В портах судно пребывало 20 суток, грузовые операции на антарктических станциях, с условием маневрирования в ледовых условиях – 50 суток.

В работах 52-й РАЭ принимали участие сотрудники 20-ти научных, образовательных и производственных организаций, представляющих Росгидромет, МПР России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минобороны России, Минсельхоз России, Российской Академии наук.

51-я РАЭ выполняла свои программы на российских станциях «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен». Основные направления её работы заключались в проведении комплексного мониторинга природной среды Антарктики от пространств ближнего космоса до недр земной коры, в продолжении строительства нового служебно-жилого зимовочного комплекса и взлётно-посадочной полосы на станции «Прогресс», проведение природоохранных мероприятий по сбору, утилизации и подготовке к вывозу за пределы Антарктики отходов жизнедеятельности станций и организация внутриконтинентальных санно-гусеничных походов. Были собраны новые данные о тенденциях изменчивости современного климата в различных районах Антарктиды, определены особенности эволюции «озоновой дыры» над ней, выявлены аномалии в ледовитости антарктических морей.

Авиационное обеспечение деятельности РАЭ проводилось с помощью межконтинентальных полетов самолета ИЛ-76ТД из Кейптауна на станцию «Новолазаревская» (7 полетов) и внутриконтинентальных полетов самолетов АН-2 (аэрогеофизические наблюдения в районе гор Принца Чарльза) и БТ-67 (полеты между станциями, в том числе и по обеспечению внутриконтинентальной станции «Восток»), а также, вертолетов МИ-8 (с борта НЭС на станции и в горных районах Антарктиды). Вертолетную поддержку работ выполняли авиаторы известной петербургской компании «СПАРК ПЛЮС», которой руководит Заслуженный пилот России, Вадим Валерьевич Базыкин.

Наиболее интересные результаты 52-й сезонной РАЭ были получены по следующим проектам:

- продолжение изучения характеристик подледникового озера Восток с помощью методов радиолокационного и сейсмического зондирования;
- продолжение бурения глубокой ледяной скважины на станции «Восток» в слое, ниже глубины 3650 м;
- выполнение высокоточного определения профиля ледяного купола Антарктиды в районе станции «Мирный» геодезическими средствами;
- проведение комплекса геолого-геофизических исследований в районе гор Принца Чарльза и на акваториях морей Моусена и Содружества;
- организация гидробиологических исследований в прибрежных районах залива Прюдс.

1 марта 2007 года официально была начата реализация программы Международного полярного года 2007-2008гг. (МПГ). Сотрудники 52 РАЭ, в том числе и те, кто сейчас возвращается в Петербург на НЭС «Академик Федоров», стали непосредственными участниками этого уникального мирового научного и общественно-политического события. Работы по проектам МПГ продолжаются в настоящее время на пяти российских антарктических станциях.

«Парлкомм»