2004-08-22

"Роснефть" усомнилась, стоит ли ей работать в Казахстане

"Роснефть" усомнилась в выгодности нефтяного проекта Курмангазы на каспийском шельфе, право осуществления которого она отвоевала у "ЛУКОЙЛа". По мнению президента госкомпании Сергея Богданчикова, вступившие в силу с начала этого года изменения налогового законодательства Казахстана делают освоение этого месторождения нерентабельным.

Российско-казахстанское межправительственное соглашение от 1998 г. о разделе дна Каспия предусматривает, что участки недр, расположенные в приграничной зоне, должны осваиваться совместными усилиями обеих стран. К таковым относится и перспективная структура Курмангазы, прогнозные запасы которой составляют от 700 млн до 1 млрд т нефти. Она находится под юрисдикцией Казахстана.

В 2002 г. был подписан протокол к межправительственному соглашению, где сказано, что месторождение должно разрабатываться в режиме соглашения о разделе продукции (СРП) и каждая из сторон будет иметь в проекте 50%. В остром соперничестве между "ЛУКОЙЛом" и "Роснефтью" за право представлять Россию в этом проекте победила госкомпания. Она получила в нем 25% и такой же опцион для "Зарубежнефти". Казахстанская доля оказалась у компании "КазМунайГаз", которая ведет переговоры о продаже 25% франко-бельгийской Total.

В середине прошлого года проект СРП по Курмангазы был передан в правительство Казахстана, а с января 2004 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, ухудшающие условия работы нефтяников. "Текст СРП проработан вдоль и поперек, но если применять положения нового Налогового кодекса Казахстана, то участие в проекте будет фактически нерентабельно", - говорит Богданчиков. По его словам, для "Роснефти" рентабельность этого проекта составит всего около 8% , если параметры СРП будут установлены в соответствии с новым налоговым законодательством. Как говорит Богданчиков, "и по ощущениям Total проект не будет рентабельным". Глава "Роснефти" сказал, что его компания предлагает дополнить протокол к межгосударственному соглашению оговоркой о том, что СРП должно действовать в том налоговом режиме, который существовал на момент подписания этого протокола.

"Переговоры по Курмангазы ведутся уже несколько месяцев, - сказал "Ведомостям" представитель Total Пол Флорен. - Мы изучаем различные аспекты этого проекта, в том числе и изменения в налоговом законодательстве". Он отказался от более подробных комментариев.

Представитель "Роснефти" Дмитрий Пантелеев пояснил "Ведомостям", что в новом налоговом законодательстве Казахстана содержатся слишком жесткие требования по условиям раздела продукции. По его словам, это касается, в частности, расчетов по компенсации производственных затрат и разделу прибыльной нефти. Впрочем, изменения в налоговом законодательстве коснулись не только участников СРП, но и всех нефтяников. С 1 января введен рентный налог на экспорт нефти, ставка которого в зависимости от цен на сырье составляет от 1% до 33%. Все эти новации не касаются недропользователей, заключивших СРП или контракт на разработку месторождения до их введения. Казахские чиновники вчера не были доступны для журналистов.

Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что в Казахстане завершился период первоначального притока капитала, когда налоговый режим был достаточно либеральным. "Теперь же, как, впрочем, и в России, он ужесточается", - говорит эксперт. Он считает, что конфликты казахских властей с инвесторами по поводу разработки Тенгиза и Кашагана наглядно демонстрируют нежелание правительства идти на компромиссы. С другой стороны, говорит Нестеров, не во власти Казахстана заменить "Роснефть" другим инвестором и это "дает российской компании какой-то плацдарм для маневра". Иной вариант развития событий, по его мнению, состоит в назначении другой уполномоченной от России компании, например "ЛУКОЙЛа". В "ЛУКОЙЛе" эту версию никак не комментируют.