2005-04-20

Родственник бывшего губернатора творил бесчинства на родной земле

Традиционный «круг деятельности» теневой экономики, который ассоциировался с производством и реализацией ликероводочных изделий, возмещением НДС, контрабандой, незаконными расчетами в энергетической сфере, в последнее время значительно расширился.

Нечистые на руку дельцы добрались и до недр, пытаясь поживиться за счет земных богатств и, конечно же, нарушая законодательство. Руководство милиции Николаевщины, недавно изучило ситуацию по недопущению фактов несанкционированной добычи полезных ископаемых в области.

На территории Николаевской области зарегистрировано 38 месторождений полезных ископаемых. 43 различных предприятия, получивших лицензию на право разработки земных недр, добывают гранит (Вознесенский, Казанковский, Первомайский и Арбузинский районы), известняк, песок (Николаевский, Жовтневый и Новоодесский районы), глину, каолин, подземную воду, а также сырье для производства цемента и кирпича. Проведенные Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями УМВД Украины в Николаевской области проверки таких предприятий, занимающиеся хозяйственной деятельностью в сфере использования недр, выявили ряд нарушений. Здесь и работа без лицензии, и несанкционированная добыча ископаемых, хищения, а также другие злоупотребления, ведущие к существенным потерям государственного бюджета.

К примеру, окрестности села Баловное Новоодесского района буквально покрыты безобразными язвами, появившимися в результате деятельности природопользователей-варваров. Печален тот факт, что бесчинства творятся с позволения местных властей. С одной стороны, незаконная добыча полезных ископаемых – это минимальные затраты и получение сверхприбыли. С другой – значительные потери запасов полезных ископаемых, так необходимых в строительстве, и обкрадывание бюджета неуплатой налогов за право пользования недрами. Кроме того, это и непоправимый урон окружающей среде: карьеры после выработки не рекультивируются, они невольно или осознанно становятся вместилищами отходов и свалками. А крупные овраги и котлованы ведут к серьезным изменениям ландшафта и экологии в целом.
Особое внимание милиции привлек один из таких песчаных карьеров за селом Баловное. В 2001 году Новоодесская райгосадминистрация зарегистрировала коммунальное предприятие Баловненского сельского совета, основателем которого стал сам сельсовет. Кстати, председатель этого сельского совета – родственник бывшего губернатора Николаевской области. Директором коммунального предприятия по контракту назначили 42-летнего жителя Николаева, собственника ЧП “Лидия”.

Согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность предприятия, основным видом его деятельности была рекультивация песчаного карьера, находящегося в юго-западной части села. Для рекультивации заброшенного карьера по заказу коммунального предприятия Харьковский исследовательский институт разработал проект проведения работ, срок которых один месяц. На деле проект оказался прикрытием: предприятие на протяжении 2001-2005 годов на площади около 6 га проводило дальнейшую разработку песчаного карьера. Добытый таким образом песок «старатели» реализовывали предприятиям и частным лицам за наличный и безналичный расчет. Лицензию на данный вид деятельности предприятие не получало, а земля добытчикам не отводилась.

За годы незаконной деятельности, по самым скромным подсчетам, предприятием было разработано и реализовано более 30 тыс. тонн песка на общую сумму более 400 тыс. гривень.

В связи с этим Новоодесская районная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам ст.202 ч.1 УК Украины («Нарушение правил занятия хозяйственной деятельностью») и ст.364 ч.2 УК Украины («Злоупотребление служебным положением») по факту нарушения законодательства в сфере использования недр со стороны директора коммунального предприятия и главы Баловненского сельского совета. Ведется следствие.

Работа в этом направлении продолжается, сотрудники милиции ГСБЭП Николаевской области продолжают проверку не только достоверности данных, которые предоставляли субъекты хозяйствования для получения лицензий на геологическое изучение и разработку недр, но и выполнения ими лицензионных условий деятельности.