2006-02-23

Природа взяток не берет

Ученые-гидрологи утверждают, что сильные паводки в черте Киева теперь возможны даже летом

Существует аксиома: кто предупрежден, тот спасен. Директор Украинского института водохозяйственно-экологических проблем Анатолий Яцык еще год назад в беседе с корреспондентом «ВВ» предупреждал: искусственное сужение русла Днепра, рукотворно созданные острова и засыпанные песком плавни чреваты серьезными последствиями. Такое русло не в силах пропустить всю массу воды в случае высокого весеннего паводка. Как результат, возможно подтопление низинных районов Киева. Причем зальет не только Подол и столичное левобережье, вплоть до Соцгородка в Дарнице, но и села — Гнидын, Бортничи. «Поплыть» могут и построившиеся на берегах Днепра элитные дачники…

— Вода — это благо, — напоминает ученый, — но в определенных обстоятельствах она может стать грозной стихией. Учтите, на Днепре уже 36 лет не было сильных паводков. Нынче в районе Киева пропускная способность реки составляет всего 600—700 тыс. куб. м воды в секунду. Тогда как в 1970 г. она была более 16 тыс. кубометров, а в 1931-м, когда еще не существовали ни Киевская, ни Каневская плотины, — свыше 26 тыс. Это почти в 40 раз больше, чем сейчас. Кстати, для природы паводки крайне необходимы, так как они несут очистительную функцию. Но в последние годы наши реки подверглись большому техногенному воздействию, особенно это касается Киева и пригородной зоны.

— Что вы имеете в виду?

— С начала 70-х гг. были намыты Оболонь, Троещина, Харьковский массив. Сегодня подобные процессы наблюдаются в Вишенках, Бортничах, Процеве, где идет большая застройка. Ну и намыв, примыкающий к правобережной дамбе в районе Кончи-Заспы, уровень которого достигает 8 м. Но воде надо где-то проходить. Ведь если в 70-е гг. ширина поймы Днепра достигала 7 км, то в настоящее время она сузилась до 600 м. А объемы воды остались те же. Когда-то они растекались по троещинским лугам, лугам нынешнего Харьковского массива. Сегодня там уровень поднят. Как теперь поведет себя Днепр, к примеру, при среднем паводке, не знаю. Но знаю другое: при «большой воде» у Киева могут возникнуть проблемы. Если в 1931 г., когда вода шла со скоростью 26 тыс. кубометров в секунду, ее уровень в районе Витачева поднялся до 10,75 м, то трудно себе представить, какой отметки он достигнет сегодня!

Я не преследую цель никого напугать, просто хочу предупредить: надо быть готовыми к тому, что теперь обильный паводок, способный привести к трудно предсказуемым последствиям, возможен в черте Киева в любой год и в любой сезон, даже летом.

— Какая «вода» ожидается в столице этой весной?

— Пока ситуация не вызывает особой тревоги. Запасы снега в Беларуси и России, которые могут сформировать высокие паводки на Припяти, Днепре и Десне, невелики. Так что «вода» ожидается небольшая, в пределах среднегодовых показателей. Но это в том случае, если не подведет погода: если днем будет немногим выше 0 С, а по ночам сохранятся заморозки. Тогда формирование стока растянется во времени. Предварительные прогнозы показывают, что зима может затянуться до середины марта, а то и дольше. Поэтому на формирование водных ресурсов и масштабы разлива больше повлияют мартовские осадки и мартовская погода. Какой она будет, сейчас предположить трудно.