2005-03-30

Почему в России пренебрегают интеллектуальной собственностью?

В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают нематериальные активы, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности, создаваемые за счет интеллектуальной деятельности граждан и юридических лиц. За рубежом именно они создают сейчас конкурентное преимущество. К примеру, соотношение материальных и нематериальных активов в компании British Petroleum оценивается как 29:71, а в Coca-Cola как 4:96. В состав нематериальных активов этих компаний входят патенты, брэнды, объекты авторских прав, торговые марки и т.д., которыми они активно торгуют и получают многомиллионные доходы, исчисляемые сотнями и даже миллиардами долларов.

В сфере природных ресурсов в силу специфики изучаемых и используемых объектов чрезвычайно развита научная и научно-техническая деятельность, в результате которой создаются многочисленные объекты интеллектуальной собственности, имеющие большую ценность. По экспертным оценкам только в сфере геологического изучения и использования недр созданные за весь период функционирования геологической службы России нематериальные активы составляют не менее 350-400 млрд. рублей, или порядка 13% суммарной стоимости ежегодно извлекаемых запасов минерального и энергетического сырья. Нетрудно представить какие могут быть получены доходы от ввода в хозяйственный оборот этих активов на внутреннем и зарубежном рынках.

Однако уже имеющиеся и вновь создаваемые за счет средств государственного бюджета объекты интеллектуальной собственности в сфере природопользования остаются неоформленными и неучтенными в бухгалтерском балансе предприятий.
Первым руководящим документом в этой правовой сфере явился Указ Президента Российской Федерации “О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий” от 22 июля 1998 года № 863, в котором были сформулированы основные положения государственной политики в этой области.

В развитие Указа было принято постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832 “О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы”, а затем постановление “Об использовании результатов научно-технической деятельности” от 2 сентября 1999 года № 982, в котором организация этого процесса возлагалась на уполномоченные органы федеральной исполнительной власти.
МПР России является уполномоченным федеральным органом в природоресурсной сфере по организации и контролю за вовлечением в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности – научно-технической продукции и объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет государственных средств. Однако в МПР пока не утверждено ни одного нормативного или методического документа по этим вопросам, поэтому о вводе в хозяйственный оборот наиболее ценных на рынке объектов интеллектуальной собственности, созданных в сфере природопользования, говорить не приходится.

Результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет государственных средств, как собственность Российской Федерации на бухгалтерский учет не берется и ее “де-юре” как бы не существует. Особенно неблагополучно обстоят дела с учетом объектов интеллектуальной собственности, которых в природоресурсной сфере создается достаточно много. Они не выделяются из общего состава, не оцениваются и не учитываются в бухгалтерском балансе предприятий как нематериальные активы, несмотря на то, что законодательные основы уже созданы и на их базе введен в действие целый ряд нормативных документов.

Любая материальная и нематериальная продукция в рыночных условиях имеет цену, с которой она может вовлекаться в хозяйственный оборот. Однако соответствующих методических, а тем более нормативных документов в МПР пока не создано, несмотря на то, что правительством страны принято специальное постановление по этому вопросу от 6 июля 2001 года за № 519 “Об утверждении стандартов оценки”.

В федеральном и территориальных фондах геологической информации, а также в государственных банках цифровой геологической информации, подотчетных МПР, накопились значительные информационные ресурсы, в составе которых находится достаточно много объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих на правах собственности Российской Федерации, однако они не оценены и не взяты на баланс в составе имущества этих организаций. Отсутствует даже инструкция по инвентаризации этих объектов, несмотря на то, что правительством принято специальное постановление от 14 января 2002 года № 7 “О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности”.

Вместе с тем, большое количество разнообразной научно-технической продукции, создаваемой в сфере природопользования, значительное количество субъектов (инвесторов), привлекаемых к ее производству, требует четкого разграничения прав на образуемую собственность, в том числе и принадлежащую Российской Федерации, как юридического лица, а также других юридических и физических лиц, принимавших участие в финансировании инновационных проектов. При этом важным является юридическое оформление правоотношений между создателями интеллектуальных ценностей и государством. К сожалению, эта работа в МПР пока тоже не организована и соответствующих методических и нормативно-правовых документов не существует.

Имеются и другие нерешенные нормативно-методические, экономические и организационные вопросы, препятствующие вводу в хозяйственный оборот результатов научно-технической продукции и объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет средств федерального бюджета. Одним из таких вопросов, заслуживающих повышенного внимания, является выход с имеющимися объектами на зарубежные рынки. Вполне очевидно, что кропотливая маркетинговая работа с зарубежными партнерами может принести ощутимые доходы. Наличие Федерального Закона РФ “Об участии в международном информационном обмене” от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ, а также закона РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 года № 157-Ф3 позволяет приступить к разработке соответствующих нормативно-правовых и методических документов применительно к сфере природопользования.

Для исправления создавшегося положения необходимо на базе основных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О недрах” и других федеральных законов незамедлительно приступить к созданию полноценной нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей управление интеллектуальными ценностями в природоресурсной сфере. Учитывая, что сфера природопользования представляет собой достаточно сложную систему, создавать нормативно-правовую и методическую базу следует поэтапно для отдельных ее блоков.

Сначала целесообразно ее разработать для наиболее наукоемкого блока – недропользования, а затем созданные документы адаптировать для других блоков с учетом их специфики; тем более, что целый ряд их будет однотипным.
В недропользовании уже создана и функционирует достаточно разветвленная инфраструктура, способная в сжатые сроки обеспечить внедрение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, полученных при геологическом изучении и использовании недр. Имеются и научные кадры, способные разработать для этого необходимые нормативно-правовые и методические документы, а также осуществить обучение руководящего и технического персонала подведомственных организаций.

Для обеспечения государственного контроля за использованием создаваемых за счет государственных средств научно-технической продукции и объектов интеллектуальной собственности следует разработать автоматизированную систему для учета их движения на внутреннем и внешних рынках, что позволит сформировать государственную систему контроля за хозяйственным оборотом результатов научно-технической деятельности в сфере природопользования.

Ради справедливости надо отметить, что МПР была предпринята попытка приступить в 2004 году к разработке необходимой нормативно-методической базы для решения этой проблемы. Была даже выставлена на конкурс “Разработка системы организации и управления созданием, правовой охраной, вводом в хозяйственный оборот и реализацией объектов интеллектуальной собственности в системе МПР России”. Однако комиссия по рассмотрению предложений, поступивших на конкурс, посчитала, что этим заниматься еще рано.

Мы живем в эпоху развития глобальной экономики, в которой источниками конкурентного преимущества становятся знания. Когда это наконец поймут власти? 

Зайченко В.Ю. ,
доктор геолого-минералогических наук, профессор