2007-04-18

"Пираты" Донузлава <br><i>Экологи требуют запретить добычу песка в озере Донузлав, но этот бизнес подпольно процветает с 1965 года</i>

Озеро Донузлав иначе как многострадальным не назовешь. Судьба его сложна. Поскольку естественные глубины озера достигают 20 метров, еще в первой половине прошлого века здесь планировали построить большой глубоководный торговый порт. Но этим планам не суждено было сбыться: после Великой Отечественной войны Западный Крым приглянулся военным, и на озере была размещена Крымская военно-морская база противолодочной авиации Черноморского флота. Это имело два негативных последствия для развития Крыма: во- первых, из-за режима секретности вся территория севернее Евпатории осталась законсервированной практически в целинном состоянии, где практически ничего не строили и даже ввели пропускную систему; во-вторых, военные, использовавшие озеро как водный аэродром, сильно подпортили его экологию — в озере уменьшилось количество рыбы, практически перестали водиться мидии, а короткая дорога, построенная через дамбу, вскоре была закрыта и всем путешественникам до сих пор приходится объезжать вокруг озера, что удлиняет путь километров на пятьдесят. Но после раздела Черноморского флота военные ушли не только из Балаклавы, где была база подводных лодок, но и из Донузлава, где была база противолодочной авиации. Поэтому на порядок дня опять встал вопрос о строительстве глубоководного порта. О создании проекта такого предприятия издали свои указы последовательно сначала Президент Украины Леонид Кучма, потом Президент Виктор Ющенко. Но из-за усилившихся протестов экологов, аргументирующих свои требования тем, что Западному Крыму лучше быть не грязной промышленной зоной, а чистым элитным курортом, Виктор Ющенко отменил прежние указы, и проектирование порта было прекращено. В 2006 году «День» подробно писал об этих событиях. До сих пор этот чудный уголок Крыма пребывает в состоянии курортной целины, а ученые и политики проектируют все новые «чудеса». Бывший премьер-министр Крыма Анатолий Матвиенко примерно в этом месте планировал создать «Гольф-Сити», но не успел, а нынешние власти Крыма проектируют здесь комплексную курортную зону, земля в которой должна принадлежать специальному хозяйственному обществу. Тем не менее, экологически вредная деятельность человека велась на Донузлаве всегда...

Во времена строительного бума в Крыму в средине 60-х годов прошлого века Евпаторийский морской порт стал добывать в озере высококачественный желтый морской песок, лучшее в округе сырье для бетонов. В советское время как-то не заботились об экологии, разрешениях, не было практики получения лицензий, но сейчас настало иное время. Сегодня, когда морские перевозки сократились до минимума, именно добыча песка стала... основным видом деятельности порта, что, понятно, не отвечает его профилю. С другой стороны, как оказалось, добыча песка все это время — более 40 лет! — ведется незаконно...

Ученые и эклоги Крыма до сих пор спорят, вредит ли экологии полуострова добыча полезных ископаемых таким способом, как в Донузлаве. Много лет ученые утверждали, что добыча морского песка в одном месте Крыма вызывает миграции песочных масс, ибо природа не терпит пустот и образовавшаяся яма вновь заносится песком, который вода... забирает в другом месте. Так объясняли тот факт, что морская волна все время «съедает» береговую кромку Крыма, в отдельных местах по несколько метров в год. Однако еще в 70-х годах прошлого века Институт гидромеханики АН УССР провел специальные исследования миграции морских песков и утверждал, что добыча песка в Донузлаве — закрытом, отделенном от моря водоеме, — не является причиной размыва берегов Крыма. Уже в 1991 году институт «ЧерноморНИИпроект» провел свое экспертное исследование и также пришел к аналогичному выводу. Дело еще и в том, что морское дно вокруг Крыма никогда не было спокойным — здесь регулярно проводится то расчистка пляжей, то углубление фарватеров для подхода судов к портам, то выемка ила, и как это влияет на размыв берегов, никто до сих пор точно не знает. Чтобы сказать наверняка, нужны многолетние, еще более длительные наблюдения. Значит, добывать песок в Донузлаве можно? — это первый вывод, который напрашивается из результатов исследований ученых...

— Можно, но только законно, то есть после оформления всех разрешительных и регламентных документов, — говорит председатель Рескомприроды Крыма Евгений Бубнов.

Сегодня, по данным Рескомприроды Крыма, лицензии на добычу песка от Минприроды Украины имеют четыре организации. Первая — это Евпаторийский морской порт — лицензия до 2016 года! Разрешение министерства также получили некое ООО «СэндИнтерМарин», ЗАО «Южная инвестиционная компания», а также строительное правление Черноморского флота России, что, как сказал заместитель председателя Совета министров Крыма Евгений Михайлов, совсем непонятно, ибо иностранным компаниям добыча природных ископаемых разрешается по особой процедуре. Последние три организации получили горные отводы в органах власти Крыма, а Евпаторийский порт не получил его до сих пор. Однако для того, чтобы добывать песок, этого документа недостаточно, согласно Водному кодексу Украины, они должны иметь отводы на участки водного фонда. Однако все эти недропользователи, говорит Евгений Бубнов, «не имеют правоустанавливающей документации на земельные участки водного фонда». В связи с этим начиная с 2003 года разными экологическими организациями выносились решения о запрете добычи. И она была приостановлена всеми, кроме... Евпаторийского морского порта, который, к слову, имеет меньше всех разрешительных документов.

— Порт не может прекратить добычу песка, — поясняет его начальник Павел Чипизубов. — Во- первых, это сейчас основная деятельность порта и если ее прекратить, придется уволить много рабочих, прекратить выплату зарплаты остальным. Во-вторых, именно добытый Евпаторийским морпортом песок поставляется практически всем крупным строительным организациям Крыма, и они также приостановят работу. В-третьих, в Крыму больше нет месторождений песков, пригодных для высококачественных бетонов и его придется завозить с материка, что повлечет большие затраты...

— Порт уже много лет пользуется этим аргументом, и затягивает оформление тех разрешений, которые требуются по закону, — считает председатель комиссии Верховной Рады Крыма, занимающейся охраной природы, Олег Русецкий. — Однако эти доводы не убедительны. Песок мы можем найти в другом месте, в конце концов другие организации могут добывать его на законных основаниях...

Заместитель городского головы Евпатории Владимир Досинчук считает, что «в качестве исключения порту надо разрешить добывать песок, но обязать его при этом в кратчайшие сроки оформить документы». Поддерживает его в этом и администрация Черноморского района Крыма, к которому относится один из берегов озера Донузлав. Порт, говорят там, является одним из основных налогоплательщиков, и если он прекратит добычу, район потеряет ощутимую сумму налогов...

Есть и еще один довод Черноморского района. По их наблюдениям, как только прекращается официальная добыча песка в Донузлаве, многие строительные фирмы и фирмочки самовольно забирают его с пляжей, с отмелей, везут грузовиками, мешками, даже мотоциклами...

Однако несмотря на все эти доводы, Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция 3 января 2007 года запретила порту добычу песка. Он обжаловал это решение сразу в двух судах, которые отменили запрет экологов. Однако Апелляционный суд Крыма отменил решение судов первой инстанции и запрет вступил в силу. Более того, в феврале 2007 года эксплуатацию карьера на Донузлаве запретила своими решениями № 4 и № 5 и Главная Государственная инспекция Украины по охране окружающей природной среды. И порт остановил добычу, но это стало предметом рассмотрения на комиссии Совета министров Крыма по контролю за соблюдением законодательства при использовании земли и ее недр при разработке полезных ископаемых. Комиссия подтвердила запрет на добычу песка. Но его начальник Павел Чипизубов рассказал, что профильная комиссия Верховной Рады Крыма, по его мнению, намеренно волокитит рассмотрение его документов и два месяца не дает ответ. Глава этой комиссии депутат Олег Русецкий отрицает это и говорит, что документы порт предоставил не по той форме, которая требуется законодательством, а потому комиссия не может вынести решение.

— Как бы там ни было, — говорит заместитель главы Cовета министров АРК Евгений Михайлов, — но Евпаторийский порт, как и другие недропользователи, не имеет правоустанавливающих документов, а потому наша комиссия не может согласиться с пиратской эксплуатацией крымских природных богатств, а потому и запретила добычу песка в Донузлаве. Если у них есть для этого основания, то они получат все разрешения, и пусть добывают...

— Комиссия не решила проблему, — говорит Павел Чипизубов. — Крым без песка для бетонных работ не сможет долго стоять, начнется разворовывание пляжей, будет еще большее экологическое бедствие...

Итак, новый заколдованный круг?