2007-05-21

Песочный человек. Болгарский олигарх Иво Прокопьев углубляется в наш рынок песка

На прошлой неделе Антимонопольный комитет Украины разрешил болгарской компании Kaolin AD приобрести контрольную долю в уставном фонде одного из крупнейших наших добытчиков песка — ООО «Папернянский карьер стеклянных песков». Если сделка будет завершена, болгары станут старшими партнерами по песочному бизнесу производителей строительных смесей Polirem Олега Жуковского и Юрия Галагана.

В соответствии с разрешением АМКУ, увидевшим свет в минувшую пятницу, Kaolin AD получила разрешение на покупку более 50% в уставном фонде Папернянского карьера стеклянных песков. О какой именно доле идет речь, в АМКУ не говорят, между тем, как сообщил «ДС» источник, близкий к болгарской компании, новым собственникам отойдет 51%. Продавцами этого пакета выступают киевские бизнесмены Олег Жуковский и Юрий Галаган, которые до последнего времени владели песчаным карьером на паритетных началах (50 на 50). Соответственно, после завершения сделки у киевлян останется 49%-ная доля в предприятии, и они смогут продолжать оказывать влияние на его работу.

Анализируя структуру бизнеса господ Жуковского и Галагана, можно прийти к выводу о логичности их решения не избавляться полностью от песочного бизнеса. Оба бизнесмена известны на украинском строительном рынке как собственники группы компаний «Полирем», которая владеет двумя заводами строительной химии в Киевской и Хмельницкой областях, выпускающими сухие стройсмеси под торговой маркой Polirem. Кварцевый песок, добываемый Папернянским карьером, используется предприятиями «Полирема» как сырье для выпуска готовой продукции наряду с гипсом, известняком, кремнием и трепелом (карьеры по их добыче также входят в состав группы).

Для Kaolin AD покупка контрольной доли в песчаном карьере также выглядит достаточно логично — эта компания, подконтрольная болгарскому магнату Иво Прокопьеву, является крупнейшим добытчиком полезных ископаемых (каолина, кварцевого песка, глины, шамота, доломита) в Юго-Восточной Европе. В состав Kaolin AD, годовые доходы от продаж которой в 2006 г. составили $58 млн, а чистая прибыль — $6,6 млн, входят более 40 производственных и добывающих предприятий в Болгарии, Сербии и Румынии. Кроме того, у нее уже есть актив в нашей стране — мариупольское ООО «Каолин Азов», занимающееся добычей песка. В прошлом году «Каолин Азов» за 1,34 млн грн. купил у Министерства охраны окружающей среды лицензию на эксплуатацию Буряковского месторождения кварцевых песков, запасы которого оцениваются в 15 млн т. Это делает потенциал компании более весомым по сравнению с Папернянским карьером стеклянных песков, который разрабатывает месторождение с запасами песка в 6 млн т. Правда, на Папернянском карьере уже добывают около 300 тыс. т песка в год (из расчета $8 за 1 т песка эта деятельность приносит компании почти $2,5 млн в год). А мариупольская компания еще не приступила к добыче песка на отведенном ей месторождении.

Как рассказал «ДС» источник в Kaolin AD, сделка по продаже 51% доли в Папернянском карьере является лишь частью договоренности между болгарской и украинской сторонами. По его словам, после того как компания Иво Прокопьева сконцентрирует 51% карьера, Олег Жуковский и Юрий Галаган получат от болгар долю в уставном фонде ООО «Каолин Азов». Какой она будет, источник не сообщил, однако дал понять, что контроль над мариупольской компанией по-прежнему будет принадлежать Kaolin AD. Если такой обмен действительно состоится, от него должны выиграть обе стороны: болгары и украинцы получат доступ к дополнительным источникам кварцевого песка, необходимого им для спокойного ведения профильного бизнеса. При этом Kaolin AD на правах старшего партнера наверняка сможет взять на себя основную тяжесть работ по развитию песчаного бизнеса в Украине — компания еще в прошлом году заявляла о намерении инвестировать в развитие ООО «Каолин Азов» $5 млн и, скорее всего, вложит немалые деньги и в Папернянский карьер стеклянных песков. Так, на предприятии уже несколько лет вынашивают идею строительства цеха по обогащению песка, что позволило бы ему значительно нарастить поставки продукции для нужд стекловаров.