2004-08-24

Нефтегазовый бизнес хотят "укрупнить"

Предложение правительства увеличить с 1 июля размер рентной платы за газ, за добычу нефти, а также ввести ее для газового конденсата, поддержанное парламентом в рамках поправок к бюджету, вызвало большой резонанс в заинтересованных структурах.

Так, председатель правления ОАО «Укрнафта» Игорь Палыця заявил, что в случае окончательного одобрения Верховной Радой правительственного законопроекта крупнейшая нефтяная компания страны уже в 2004 г. снизит добычу нефти с конденсатом до 2,3 млн т. По его словам, в дальнейшем при условии повышения ренты добыча будет ежегодно снижаться и к 2006 году составит 1,8 млн т — на 40% ниже, чем с учетом действующей ренты. По оценкам специалистов «Укрнафти», в 2003 г. при действующей рентной плате чистая прибыль компании может составить 421,1 млн грн., а при повышении ренты до 208,08 грн. за тонну она составит 190,1 млн грн. «Стоимость госпакета акций «Укрнафти» может снизиться в том случае, если Верховная Рада примет законопроект с четырехкратным повышением ренты», — вынес свой отрицательный вердикт законопроекту Игорь Палыця.

Глава «Укргазвидобування» Илья Рыбчич, комментируя предложения правительства, отметил, что парламентский комитет по ТЭК уже рассмотрел свой вариант законопроекта «О рентных платежах на нефть и газ», предусматривающий дифференцированный подход — в зависимости от объемов добычи, горно-геологических условий и цены реализации энергоресурсов. При этом от уплаты ренты освобождались бы энергоресурсы, добытые в морской зоне Украины, а также сверхбазовые объемы добычи из месторождений, включенных Кабмином в перечень трудноосваиваемых и истощенных запасов.

Основная добыча энергоресурсов из таких месторождений сегодня ведется в рамках более двадцати СП и проектов о совместной деятельности компаний «Укрнафта» и «Надра України». Эти проекты в сумме приносят не более 3 млрд куб. м газа и 100 тыс. т нефти-конденсата в год, однако играют «пилотную» роль в привлечении в украинскую нефтедобычу иностранного капитала. Они позволяют внедрять новые технологии добычи на фактически заброшенных, трудноэксплуатируемых или истощенных скважинах. Предлагаемое же правительством увеличение рентных платежей, учитывая небольшие объемы добычи каждым из СП, неминуемо приведет к прекращению работы большинства из указанных иностранных проектов (половина которых и без того начала сворачиваться после недавнего ужесточения политики «Укрнафти»). В результате главной жертвой новой правительственной модели начисления рентной платы станут не «Укрнафта» и «Укргазвидобування», которые худо-бедно перенесут повышение налогового пресса, а ГАО «Чорноморнафтогаз», которое связывает развитие украинского шельфа Черного моря именно с увеличением притока в отрасль иностранного капитала.