2006-01-19

Нефть – цель, бомба – предлог

Претензии к иранской ядерной программе начались с резкого увеличения разведанных запасов иранской нефти

Два года назад министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что Япония и Иран близки к заключению соглашения о разработке крупнейшего иранского нефтяного месторождения Азадеган. Эксперты этих двух стран назвали Азадеган крупнейшим в мире неразработанным нефтяным месторождением, запасы которого оцениваются в 26 миллиардов баррелей (5 миллиардов тонн). Контракт с Японией на разработку части Азадегана предварительно оценивался в 2,8 миллиарда долларов. Для Японии, которая практически не имеет собственных источников энергоносителей, разработка этого месторождения напрямую связана с энергетической безопасностью.

Не так давно, в конце 2002 года, в преддверии неизбежной войны с Ираком, Япония была вынуждена в авральном порядке создавать "аварийный" запас нефти; в стране Восходящего солнца этого еще не забыли… Однако США выступили категорически против японо-иранского энергетического сотрудничества. Не успели японцы подписать контракт с Ираном, как тогдашние госсекретарь Пауэлл и помощник президента по национальной безопасности Райс настоятельно призвали Японию не заключать нефтяную сделку с Тегераном. Масла в огонь подливает и то обстоятельство, что Азадеган находится на границе Ирака и Ирана, обе страны делят его резервы, то есть месторождение буквально стоит в точке пересечения американских интересов.

Однако у Японии хватило и духу, и законных оснований проигнорировать давление со стороны американских союзников и заключить сделку, которая дает ей доступ к стабильному источнику энергоносителей на протяжении ближайших двадцати лет.

Еще один элемент интриги: на контракт по разработке месторождения претендует китайская компания "Зорес", а также консорциум нефтяных компаний Китая, России и Индии, которые уже сделали иранской стороне альтернативное предложение и провели переговоры. Дело в том, что в конце июня 2004 исключительные права трех японских компаний на разработку Азадегана истекли, а заключить к тому моменту контракт они не успели из-за давления американцев, хотя и пользовались правительственной поддержкой.

Чтобы подстегнуть японцев, иранский МИД объявил, что рассмотрит другие предложения. И все же очевидно, что иранская сторона предпочитала заключить сделку именно с японцами, поскольку за два года те много сделали в подготовительном плане и могут приступить непосредственно к разработке месторождения.

Россия же не только участвует в тройственном консорциуме с китайцами, но и предложила Японии совместно заняться разработкой Азадегана, если сделка между Тегераном и Токио будет все-таки заключена. В обмен на поддержку Токио Россия уже учла японские пожелания относительно маршрута нефтепровода из Ангарска. Если первоначально планировалось, что трубопровод пойдет до китайского города Дацин, то есть только на рынок КНР, то Япония лоббировала другой маршрут – до побережья, откуда нефть будет поставляться и в ее порты. Таким образом, направление российских нефтяных маршрутов еще два года назад прямо зависело от судьбы иранской нефти.

В этих условиях США и Евросоюз приняли решение сделать "ход конем по голове", попросту оккупировав Иран или проведя в этой стране военный переворот, после чего любые контракты Ирана будут расторгнуты, как это только что было в Ираке. Благо их войска уже стоят буквально в шаге от природного нефтяного резервуара ёмкостью 5 миллиардов тонн. Предлогом для будущей оккупации избрана ядерно-энергетическая программа Ирана. Во многом это сделано по аналогии с Ираком, оккупированным для поиска оружия, которого там заведомо не было.

Естественно, что против такого "военно-политического лома" ни у Японии, ни у Китая, ни у Индии не было никакого приема – ни дипломатического, ни военного. При том, что для азиатских экономических гигантов оккупация Ирана грозит не просто экономическими потерями, но и нарастающим энергетическим голодом.

…Явно искусственное внимание к оружейному аспекту иранской ядерной программы особенно бросается в глаза на фоне успешно реализованных ядерно-оружейных программ Израиля, Индии и Пакистана. Кстати, пакистанская ядерная программа реализована не просто при молчании Запада, а при его помощи, в те самые годы, когда Пакистан был базой для "моджахедов", воевавших с просоветским режимом и советским военным контингентом в Афганистане.

P.S. Cюжет с иранской нефтью всё ставит на свои места: Запад ищет удобного предлога, чтобы окончательно закрепить свою собственность на ближневосточную нефть, оставив без нее азиатских конкурентов. Единственная странность – регулярные антиизраильские заявления президента Ирана Ахмадинеджада; это идеальный предлог для пропагандистской подготовки к войне.

Можно понять антиизраильскую позицию арабов, но даже их лидеры не позволяют себе заявлений о ликвидации Израиля, особенно в момент, когда решается вопрос о международной блокаде и оккупации.

…Но кто тянет за язык иранского президента? Об этом читайте в следующем материале.