2006-04-04

Недра Якутии ещё богаче, чем считается

За последние двадцать лет на наших глазах в Якутии рухнули крупнейшие горнопромышленные комбинаты, закрылись, казалось бы, богатые рудники, шахты и карьеры. И всё это не только «в силу объективных общественно-политических причин», а в большей степени потому, что удалённость от транспортных коммуникаций сделала добычу полезных ископаемых абсолютно нерентабельной. Но нет худа без добра – взоры горнопромышленников и экономистов обратились к территориям, прилегающим к транспортным магистралям или к участкам их предполагаемого строительства. И оказалось…

Очень немногие профессионалы и едва ли кто-то из ведущих политиков Якутии знают о том, что в непосредственной близости и на некотором удалении от столицы республики, в пределах так называемого Якутского поднятия, по многим геолого-геофизическим предпосылкам располагаются богатые залежи платины, марганца, титана, ниобия, ванадия, фосфора... И это перечисление полезных ископаемых можно продолжать долго.

Геологами и геофизиками ГУП «Якутская поисково-съемочная экспедиция» завершён и находится на стадии предзащиты отчёт, который оказался, как никогда, в нужном месте в нужное время. Тематические исследования, включающие анализ и обобщение материалов мировой геологии; изучение ранее закрытых результатов специальных съемок, а также многолетний самоотверженный труд доктора геолого-минералогических наук Виталия Михайловича Мишнина позволили сделать грандиозные выводы. По территории центральной части республики, на глубине современной технологической досягаемости установлен ряд аномалий, соответствующих по своим параметрам крупнейшим месторождениям мира. Таким, как Садбери в США и Великая дайка в Зимбабве (сульфидные руды меди и никеля с платиноидами); Трансвааль в ЮАР (железомарганцевые руды); Саскачеван в Канаде (золотоурановые руды).

Недалеко от столицы Якутии, на правобережье реки Лена, в междуречье Буотома–Менда–Тамма (Мендский объект) под осадочными образованиями юрского возраста, на глубине от первых десятков до двухсот метров по всем имеющимся геолого-геофизическим предпосылкам располагается цепь (анклав по В.М.Мишнину) крупных щелочных ультраосновных интрузий. Такой тип магматизма предполагает залегание здесь гигантского, даже по мировым меркам, титан-апатит-ниобиевого редкоземельного месторождения, аналогичного Томторскому, которое находится на крайнем северо-западе Якутии. Комитетом геологии и недропользования РС (Я) выдано геологическое задание на проведение прогнозно-поисковых работ на территории Мендского объекта. А сотрудниками ГУП «ЯПСЭ» уже начата подготовка проекта решения поставленной задачи.

Ни для кого не секрет, что строительство железнодорожной магистрали имеет какой-то смысл лишь тогда, когда по ней есть что перевозить. Республика Саха и сейчас располагает несколькими крупными территориально-промышленными комплексами (ТПК), готовыми загрузить и оправдать самую мощную транспортную инфраструктуру. И тем самым обеспечить процветание не только республики, но и, без преувеличения, вывести на господствующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе всю Россию.

Один из них - Северо-Якутский ТПК (с центром в п.Эбелях). Он включает, в первую очередь, упомянутое выше крупнейшее в мире Томторское месторождение широкого спектра минерального сырья – от апатита и титана до редких и редкоземельных элементов – ниобия, иттербия, лантана, церия. Здесь же – в пределах Анабарского щита, вероятно, нераскрытый кладезь полезных ископаемых, сопоставимый с сокровищницей Алданского щита. А в бассейнах нижнего течения рек Анабар, Оленёк, Лена – многочисленные россыпные и коренные месторождения алмазов. И, что немаловажно, названные месторождения расположены в непосредственной близости от неразведанных проявлений углеводородного сырья (энергетические угли, горючие сланцы, нефтегазоносные горизонты арктического шельфа и т.д.). Обидно, но все эти поистине несметные богатства находятся сегодня в глухой и беспросветной транспортной изоляции.

Западно-Якутский ТПК (с центром в г.Мирный). Это прежде всего алмазоносные трубки-гиганты и нефтегазовые месторождения, запасы которых уже сейчас имеют мировое значение, но их непрерывному приросту и высокорентабельному освоению препятствует, прямо скажем, недоразвитая транспортная инфраструктура.

Южно-Якутский ТПК (с центром в г.Нерюнгри). Уран, золото, железные руды, платина, апатиты, коксующиеся угли и т.д. В этом регионе наиболее развитая в республике транспортная сеть, но и она очень далека от полномасштабного удовлетворения растущих потребностей как Якутии, так и России.

Южно-Верхоянский ТПК (с центром в п.Хандыга). Полиметаллы, золото, серебро, олово, энергетические угли и… почти полная транспортная изоляция, если не брать в расчёт Магаданский тракт, который тонкой ниточкой жизни вьётся по бескрайним и безмолвным просторам.

Западно-Верхоянский ТПК (с центром в п.Батагай). Олово, полиметаллы, золото… И тоже отсутствие сколько-нибудь приличных транспортных коммуникаций.

Внимательный читатель не может не заметить, что Центральная Якутия в горнопромышленном отношении выглядит своеобразным белым пятном, окружённым кольцом территориально-промышленных комплексов. Если не учитывать кангаласский низкокачественный уголь и стройматериалы, то минерального сырья здесь как будто бы просто нет. Именно такого мнения придерживалось и подавляющее большинство геологов, так как геологическое строение территории Центральной Якутии представлялось скучной, монотонной моноклиналью пустых осадочных пород кембрийского и юрского возраста. Но теперь, возвращаясь к началу этой статьи, при положительных результатах поисково-прогнозных работ на Мендском объекте, можно с большой долей вероятности ожидать подключения центральной группы улусов к региональному промышленно-энергетическому комплексу.

Расчёты, проведенные в рамках государствообразующей концепции академика Никиты Моисеева, показали, что вывести Россию из экономического упадка в безусловные мировые лидеры в XXI веке позволит только строительство железнодорожной магистрали Америка–Европа, с входящим портовым терминалом на мысе Дежнева (Берингово море) и выводным терминалом в окрестностях Санкт-Петербурга. В своих трудах академик настоятельно подчёркивал необходимость прокладки рельсового пути через внутреннее пространство Восточной Сибири и Якутии. И в том, что это когда-нибудь произойдёт, теперь уже вряд ли приходится сомневаться. А пока вся платформенная (в широком – обывательском понятии – равнинная) Якутия замерла в тревожном ожидании…

Газета "Якутия"