2005-06-14

Не титаны уран добывают

Хотя Украина изначально и взяла курс на создание собственного ядерно-топливного цикла (ЯТЦ), осуществление этих планов всегда представлялось малореальным из-за достаточно высокой стоимости этого мероприятия и отсутствия финансирования. Не уделялось должного внимания даже вопросу развития добычи урана, запасы которого имеются в немалом количестве. Возможно, об этом придется пожалеть уже в ближайшем будущем, т.к. за последние 1,5 года цены на уран беспрецедентно подскочили


На гребне волны

В настоящее время в мире функционируют примерно 440 ядерных реакторов, для обеспечения работы которых требуется 77 тыс. т концентрата окиси урана в год. Для сравнения: в Украине из урановой руды последнее время ежегодно получают 800 т концентрата, что составляет 1/3 от используемого в производстве ядерного топлива для украинских АЭС.

Крупнейшими запасами урана в мире обладает Австралия (см. График) — 27% общемирового объема (3,537 млн. т), причем себестоимость добычи австралийской руды в пересчете на 1 кг урана — менее $40. Следует отметить, что месторождения с такими показателями считаются весьма выгодными при разработке. Украине «повезло» меньше: себестоимость добычи составляет свыше $45 за 1 кг. Вместе с тем рентабельны в разработке месторождения с себестоимостью добычи до $80 за 1 кг, поэтому ситуация не такая уж и безвыходная.

Спрос на урановое топливо более предсказуем, чем на другие сырьевые товары, т.к. он зависит от установленных и действующих мощностей АЭС и почти не привязан к колебаниям экономического цикла. Мировое потребление урана растет на 4-5% ежегодно в основном за счет активного строительства новых атомных станций в Юго-Восточной Азии. Ожидается, что в течение ближайших 10-ти лет спрос будет незначительно увеличиваться, а учитывая планы по развитию атомной энергетики, к 2010г. прогнозируется дефицит поставок на уровне 5,7 тыс. т.

Около 60% мировой потребности в уране удовлетворяется за счет добычи, остальное покрывается из вторичных источников (извлечение урана и плутония из отработавшего топлива, повторное обогащение отходов урана, а также запасы, ранее принадлежавшие военно-промышленному комплексу) или запасов энергокомпаний. Однако эти поступления постепенно сокращаются.

В 70-х годах прошлого столетия были созданы значительные запасы урана, которые в 4 раза превышали его годовое потребление. В то время ядерная энергетика в большинстве стран переживала пору своего развития, но спрос был намного ниже предложения, а цены высоки. Однако затем они упали, а добыча сократилась.

В основном уран продается по долгосрочным контрактам между производителями и энергетическими компаниями, на спот-рынок (по краткосрочным контрактам) приходится лишь 12% мировой торговли. Спотовые цены превышают контрактные (в 1978г. была зафиксирована двукратная разница), что естественно — чтобы не останавливать реакторы покупатели готовы платить повышенную цену.

Цены на уран, как и на большинство сырьевых товаров, подвержены циклическим колебаниям. По экспертным данным, цикл в отрасли продолжается примерно 8 лет. Так, очень высокий уровень цен в конце 70-х годов прошлого столетия сменился очень низким в начале 90-х годов, при этом даже спот-цены не компенсировали себестоимость добычи большинства рудников. В 1996г. они выросли до уровня рентабельности, затем снова упали и начали повышаться только с конца 2003 г.


В 2004 г. стоимость урана выросла на 43%. К концу прошлого года спот-цена концентрата окиси урана на мировом рынке составляла порядка $20,7 за фунт (примерно $45,6 за 1 кг). Цена долгосрочных контрактов была заметно выше и достигала $25 за фунт ($55 за 1 кг). Главной причиной такого скачка, по мнению руководства крупнейшего в мире поставщика урана горнорудной компании Cameco Corp. (Канада), является существенное превышение спроса над предложением. Так, потребление урана в 2004г., по оценкам этой компании, приблизилось к 180 млн. фунтов (порядка 81,65 тыс. т). При этом, по данным агентства AFX, поставки урана на мировой рынок составляли порядка 100 млн. фунтов (около 45,36 тыс. т).

В основном уран продается по долгосрочным контрактам между производителями и энергокомпаниями, на спот-рынок приходится лишь 12% мировой торговли

Аналитики ожидают, что цены останутся высокими в долгосрочной перспективе, и даже тогда, когда пик цикла будет пройден, они стабилизируются на более высоком чем исторический уровне. По оценкам российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», уран подорожает в течение ближайших 10-ти лет в 4 раза, т.к. его мировые товарные запасы будут серьезно сокращаться. Только в текущем году аналитики компании «ЦентрИнвестГруп» прогнозируют повышение цен на 20%.

Таким образом, в настоящее время цены на уран находятся на вершине цикла и значительно превышают себестоимость производства. Очевидно, что это создает стимулы для выхода на рынок новых производителей и начала разработки новых месторождений, полагают аналитики российской инвесткомпании Atlanta Capital. Средства для этого проще аккумулировать крупным компаниям. Тем более, что в течение 90-х годов мировая урановая промышленность прошла период консолидации путем слияний, поглощений и ликвидаций добывающих предприятий. В 2003г. на 8 крупнейших компаний (Cameco, Cogema, ERA, ЗАО «НАК «Казатомпром», ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», WMC, Rossing, Navoi) приходилось более чем 80% мирового объема добычи урана.

Благоприятная конъюнктура рынка урана уже положительно сказывается на работе предприятий ядерного цикла СНГ. Например, она способствовала увеличению производства урана на Навоийском горно-металлургическом комбинате (НГМК, Узбекистан) на 27% в 2004г. — до 2,016 тыс. т. Американская компания Nukem, обладающая эксклюзивным правом поставлять уран НГМК на международный рынок, в 2004г. предоставила кредит в $6 млн. на техническое перевооружение уранового производства этого комбината, а всего в ближайшие годы она планирует выделить для развития урановой отрасли Узбекистана $26 млн.

Весьма агрессивные планы по добыче урана у Казахстана. Программной задачей НАК «Казатомпром» является доведение добычи до 9 тыс. т в год к 2010г. и до 15 тыс. т — к 2015г., что выведет республику на 1-е место в мире по этому показателю. В 2004г. «Казатомпром» увеличил добычу урана на 11% — до 3,719 тыс. т, в результате чего Казахстан поднялся с 4-го на 3-е место по добыче в мире и в нынешнем году рассчитывает извлечь из недр 4 тыс. т урана.

В целях увеличения добычи «Казатомпром» планирует разделить лучшие казахстанские месторождения на несколько блоков (примерно по 30 тыс. т запасов урана на каждом). Затем на каждом блоке будет создан рудник мощностью 1 тыс. т.

По оценкам казахских специалистов приблизительные затраты на каждый рудник составят в среднем $70 млн., еще $420 млн. потребуется для введения шахт в эксплуатацию и дополнительно $70 млн. — для развития инфраструктуры. Ориентировочный срок окупаемости проектов составляет 8 лет. Примечательно, что Казахстану удается привлекать иностранных инвесторов. Так, для разработки рудника на месторождении Инкай «Казатомпромом» и компанией Cameco было создано совместное предприятие . Ожидается, что первая руда с Инкая будет получена в 2007г. Украина же в плане финансирования пока может рассчитывать только на бюджетные деньги (которые в свою очередь формируются за счет части доходов НАЭК «Энергоатом»).

Растущие цены на уран способствовали повышению стоимости акций предприятий-производителей ядерного топлива в Российской Федерации, за последний год подорожавших в несколько раз. Например, стоимость акций Приаргунского ПГХО (фактического монополиста по добыче урана в России) увеличилась почти в 4 раза, Новосибирского завода химконцентратов — почти в 3 раза, и аналитики компании «Тройка Диалог» уверены, что потенциал роста далеко не исчерпан.

Рост котировок акций на российском фондовом рынке увеличивает возможности предприятия по привлечению внешних средств. Так, Приаргунское ПГХО планирует получить $20 млн. за счет размещения своих ценных бумаг. Вместе с тем россияне не рассчитывают нарастить добычу урана: по оценкам специалистов к 2010г. Россия может снизить добычу до 2,5 тыс. т (в 2004г. было добыто 2,8 тыс. т).

Поезд ушел?

 На одном из апрельских заседаний Комитета Верховной Рады Украины по топливно-энергетическому комплексу, ядерной политике и ядерной безопасности заместитель министра топлива и энергетики Николай Штейнберг сообщил, что за последние 1,5 года цены на уран выросли в 3 раза. По его данным, сейчас 1 кг урана уже стоит $72-73 (по долгосрочным контрактам). Через 1,5-2 года цена может вырасти до $120-130 за 1 кг. При таком раскладе даже с нашей сравнительно высокой себестоимостью добычи извлекать уран становится выгодно. Но поскольку ранее инвестирование развития украинских урановых рудников задерживалось, то через 2 года государство будет нести чистые потери из-за того, что покупает ядерное топливо за рубежом, отметил Н. Штейнберг. Программа ЯТЦ профинансирована на 370 млн. грн., тогда как план на данный момент составлял 3,95 млрд. грн., а в целом на нее предполагалось потратить 5,5 млрд. грн. По словам Н. Штейнберга, вокруг данного вопроса ведется много разговоров, принимается ряд решений, однако надлежащего финансирования по-прежнему нет. Например, на текущий год Минтопэнерго предлагало предусмотреть в госбюджете на создание ЯТЦ 268 млн. грн., но в итоге было выделено всего 120 млн. грн.
Между тем украинские запасы урана не так уж и малы — по многочисленным заявлениям чиновников их хватит на 100 лет даже с учетом перехода на отечественное сырье всех атомных электростанций. А это означает, что минимальный объем составляет 240 тыс. т.

 До недавнего времени на Украину практически никак не влияли изменения на мировом рынке урана. Как известно, в настоящее время ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» — «ВостГОК» (Желтые Воды, Днепропетровская обл.), единственное предприятие по добыче урана, поставляет весь украинский концентрат в Россию для производства ядерного топлива — в 2004г. его было продано примерно на 200 млн. грн. Исходя из годовой поставки в объеме 800 т, цена продажи 1 кг составляет $46. Остальные 2/3 урана, необходимого для производства ядерного топлива, составляет российское сырье.

Производя ядерное топливо для Украины, россияне учитывали уран по низкой цене — $18 за 1 кг, благодаря чему его стоимость примерно на 40% ниже мировой. Возможно, что до поры до времени было действительно экономически выгоднее (хотя и в ущерб энергетической безопасности и не принимая во внимание долгосрочную перспективу) закупать уран за границей, чем развивать собственную добычу, однако за последние годы многое изменилось. Под влиянием роста мировых цен на уран и сокращения собственных запасов и добычи россияне в 2003г. начали постепенно лоббировать повышение стоимости ядерного топлива (на 9%), основным компонентом которого является обогащенный урановый концентрат. И в будущем наше государство не застраховано от еще большего повышения. Уже в минувшем году себестоимость добычи концентрата на Приаргунском ПГХО составила $11,5 за фунт или $25,3 за 1 кг.

В настоящее время цены на уран значительно превышают себестоимость его производства

К тому же при подобной конъюнктуре мирового рынка и развитии собственной добычи Украина сама могла бы стать экспортером (например, в ту же Россию, где месторождения выработаны на 80%, а оставшихся запасов хватит только на 18 лет). Тем более, что прецеденты уже случались. Впервые украинский урановый концентрат был отгружен на экспорт в США в 1990г., в 1991-1993 гг. был создан ряд совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Правда, в конечном итоге из этого ничего не вышло.

Увеличение добычи урана возможно в основном за счет строительства 4-й шахты «ВостГОК» на Новоконстантиновском месторождении, что позволит с избытком покрыть потребности Украины. Шахты были готовы к промышленным разработкам примерно на 60% еще в 1989г., но затем в течение 3-х лет все было заморожено, в результате чего приходится начинать фактически с нуля.

Разговоры о необходимости разработки Новоконстантиновки ведутся уже свыше 10-ти лет. Однако практических результатов нет: уж больно стоимость реализации проекта «кусается», да и срок немалый. Проектом разработки этого месторождения, утвержденного распоряжением правительства от 9 июня 2000г., предусмотрено освоение свыше 1,6 млрд. грн. (расчеты проводились в ценах 1997г.). При этом условии через 4 года месторождение давало бы 1 млн. т руды в год (из этого количества можно получить 1 тыс. т урана), а через 7-8 лет — до 1,5 млн. т (1,5 тыс. т). К тому же геологи утверждают, что применяя передовые методы горной выработки, на Новоконстантиновском руднике можно было бы извлекать до 3 млн. т руды (3 тыс. т урана).

Помимо того, что месторождение начнет работать согласно проекту только после нескольких лет, однако мощностей для переработки всего возможного потока сырья недостаточно. Выходом может стать строительство перерабатывающего завода на месте. Но опять же, для этого нужны деньги. Второй вариант — использовать существующие мощности (ввести дополнительную линию на Желтоводском гидрометаллургическом заводе и привлечь к переработке Днепродзержинский завод).

В результате Новоконстантиновка практически не финансировалась: «Энергоатом», от которого зависела судьба ЯТЦ, заявлял о нецелесообразности создания такого цикла в стране, что практически сводило на нет и само развитие добычи урана.

Под влиянием роста мировых цен на уран и сокращения собственных запасов и добычи россияне в 2003г. начали постепенно лоббировать повышение стоимости ядерного топлива

По существу разработка месторождения началась в конце 2004г. В бюджете предусмотрено 120 млн. грн. на программу ЯТЦ, из которых на развитие добычи урана предполагается потратить 70 млн. грн. В мае текущего года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила ответственным ведомствам разработать план развития всех звеньев программы ЯТЦ. Однако не останется ли это поручение очередным громким заявлением?

Программа ЯТЦ достаточно обширна, и реализацию всех ее составляющих нашему государству осилить крайне сложно. Возможно, было бы целесообразнее выделить приоритеты (которым могло стать развитие добычи урана) и тратить деньги более эффективно. Нехитрые расчеты показывают, что, отказавшись от российского урана, Украина могла бы ежегодно экономить $150 млн. валютных платежей за ядерное топливо, а вся программа по разработке Новоконстантиновки оценивается в $400 млн. Разумеется, указанные суммы — не прямая экономия, их в любом случае придется потратить. Вопрос лишь в том, перечислять ли их за рубеж или расходовать внутри страны, обеспечивая к тому же собственную энергетическую безопасность.

СПРАВКА:

Поиск урановых месторождений в Украине начался в 1944г., и уже год спустя на севере от Кривого Рога было обнаружено 1-е промышленное месторождение — Первомайское. Затем в 1946г. было открыто Желтореченское месторождение. Тогда при их разработке преследовались военные цели — первый ядерный реактор промышленного назначения был запущен только в 1971г. на Нововоронежской АЭС. Первомайское и Желтореченское месторождения десятки лет назад были исчерпаны, но за 50 лет геологи обнаружили в этом регионе значительные залежи урановой руды.

Ватутинское месторождение (п. Смолино, Кировоградская обл.) эксплуатируется с 1973г., его запасы, по некоторым оценкам, составляют 15-30 тыс. т, а Мичуринское (на окраине Кировограда) — с 1969г., запасы которого чуть больше 10 тыс. т. ГП «ВостГОК» также эксплуатирует Центральное месторождение.

Запасы остальных месторождений оценить сложно. Наиболее известные из них — Южное, Калиновское и Лозоватское — обнаружены в гранитах Побужья неподалеку от Первомайска. Северинское месторождение полностью разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации и в настоящее время находится в стадии «мокрой» консервации.