2007-02-12

Наше богатство — морской шельф

Есть старый анекдот о том, что в Сибири и на российском севере нефть добывать трудно, а в арабских странах легко — постоял верблюд 10 минут среди пустыни и уже по колена в нефти. О чем-то подобном сообщала крымская прокуратура: «Керченскому полуострову Крыма угрожает геоэкологическая катастрофа, вызванная самопроизвольными выбросами нефти с оставленных месторождений».

Хоть ведром зачерпывай

Начиная с 2003 г. прокуратура обращает внимание местной власти на существование проблемы «самопроявлений нефти» на Керченском полуострове, где находится 160 нефтяных скважин, которые уже не эксплуатируются. Милиция Крыма периодически проводит масштабные операции по выявлению незаконной добычи углеводородов. Как сообщил начальник Главного управления МВД Украины в Крыму Владимир Хоменко, официально на полуострове разрабатывается не более 50 нефтяных месторождений, однако проверка в Ленинском, Черноморском, Роздольненском и других районах Крыма выявила, что количество месторождений, которые нелегально разрабатываются, в 4 раза больше. «Есть месторождения, где даже бурить не нужно — нефть выступает прямо на поверхность земли, хоть ведром черпай, — отмечает генерал Хоменко. — И этим пользуются, собирают из старого оборудования мини-заводы и занимаются незаконной переработкой нефти. Рабочая сила, как и сырье, дармовое в тех регионах». При этом начальник крымской милиции обвинил местных чиновников в том, что они покрывают незаконную нефтедобычу.

Украинский Каспий

Считается, что так называемый южный энергетический пояс Земли начинается в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, идет через Каспий, проявляется на Кавказе, а затем в районе Черного моря куда-то исчезает и уже выходит на поверхность земли на Ближнем Востоке. В действительности залежи углеводородов в этом районе никуда не исчезают, и, как показали еще прежние геологические разведки, Черное и Азовское моря настолько же богаты месторождениями нефти и газа, как и Каспий. Вот эти два факта свидетельствуют: утверждение, что Украина была энергетически самодостаточной страной в составе СССР за счет советских залежей нефти и газа, а теперь потеряла все, как минимум устарело. Украина и в дальнейшем остается энергетически самодостаточной страной, только если правильно и по-хозяйски распоряжаться природными богатствами.

Кажется просто: природные ископаемые — это то, что сам Бог послал людям. Однако здесь и возникают главные проблемы: дары природы не вечны. Например, по подсчетам ученых, разведанных запасов нефти на земном шаре при нынешней практике ее использования хватит всего лишь на 41 год. С другой стороны, если на один доллар ВВП в развитых странах расходуется немногим более грамма нефти, то у нас — чуть ли не килограмм. Кроме того, у нас все еще низкая эффективность добычи полезных ископаемых, сам процесс часто неоправданно трудоемкий и дорогой, добывается далеко не все сырье, многое теряется. Однако разведаны далеко не все запасы, и мы не всегда знаем, что скрывает поверхность земли или воды.

Энергетика Украины может прирастать Крымом, хотя запасы газа по 33 месторождениям составляют только 4% от общих запасов Украины! Однако и это бесчисленные богатства: товарная стоимость добываемых крымских углеводородов, учитывая только ту часть запасов, которая может быть добыта с помощью современной технологии, оценивается по мировым ценам более чем в $20—25 млрд. Полная же стоимость всех запасов и ресурсов полезных ископаемых только в Крыму по мировым ценам, по оценкам ученых, составляет $8,843 млрд. Несмотря на значительные запасы сырья, добыча его ведется в небольших объемах. Кстати, в Крыму еще обнаружено 43 перспективных участка, которые могут не только полностью обеспечить потребности самой республики, но и поставлять топливо в другие области Украины. Участки уже подготовлены для глубокого бурения. Однако это требует значительных капиталовложений.

Гладко только на бумаге

Геологоразведовальные работы в Крыму проводят ГП «Крымгеология» и ГАК «Черноморнефтегаз», получившие 90% лицензий, однако эффективность изучения недр остается невысокой. Работы проводятся за счет средств Госбюджета Украины. Из-за недостаточного финансирования не удается выполнить полный комплекс работ, передать месторождения для промышленного освоения. Однако ситуация может измениться. «Впервые за последние 4 года бюджет предусмотрел отдельной строкой финансирование геологоразведки именно на шельфе Черного моря», — говорит руководитель «Черноморнефтегаза». Выделенные 150 млн. грн. компания направила на разведывательное бурение на Западно-Голицинском месторождении, месторождении Абиха в Черном море и на месторождения Миотичное и Западно-Булганакское в Азовском море. Кроме того, «Черноморнефтегаз» направил средства на сейсморазведывательные работы в северо-западной части Черного моря, а также южной части Азовского. В прошлом году «Черноморнефтегаз» вместе с компанией «Укргаздобыча» начал масштабный проект по обустройству Одесского и Безымянного газовых месторождений в северо-западной части Черного моря. Разработка их позволит ежегодно добывать не менее 2 млрд. м3 природного газа — это на 70% больше, чем сегодня добывает компания. Запасы газа на структуре Одесская—Безымянная руководитель «Черноморнефтегаза» оценивает в 10 млрд. м3. В обустройство месторождений обе украинских компании планируют вложить около 500 млн. грн. на паритетных началах, причем это будут их средства.

Растут перспективы и по добыче нефти, в частности, найдена она на так называемой структуре Субботина. По словам Анатолия Присяжнюка, «Черноморнефтегаз» пытался начать работы на структуре Субботина в течение 3-х лет, но не мог приступить к геологоразведке, поскольку «не удавалось согласовать вопрос получения лицензии, и даже когда наша буровая установка «Сиваш» уже находилась на точке бурения, мы полтора месяца не могли приступить к началу работ».

Не меньше перспектив в Керченском регионе. «Думаю, что проекты, связанные с энергетической безопасностью Украины, начнут выходить именно с прикерченской территории, — говорит Анатолий Присяжнюк.