2006-05-31

"Нафтогаз" ставит кредитные рекорды

Нефтегазовая монополия не смогла убедить правительство в необходимости привлечения солидных займов

Отечественная нефтегазовая монополия «Нефтегаз Украины», уже не раз раскритикованная за неуемность привлечения кредитных средств, похоже, решила переплюнуть саму себя.

$500 млн. на корпоративые нужды

Недавно руководство НАКа сообщило о подготовке кредитного договора с ABN AMRO BankN.V. на сумму $500 млн. По его условиям займ будет предоставлен сроком на год двумя траншами – до $200 млн может выделить непосредственно ABN AMRO, остальное поступит компании в виде синдицированного кредита, организованного банком. Оговоренная процентная ставка должна составить LIBOR + 1,25%. На сегодняшний день это около 6,32% годовых, что для НАКа, ранее привлекавшего и более дешевый ресурс, выгодным предложением не назовешь. Ко всему прочему «Нафтогазу» придется заплатить ABN AMRO Bank еще и разовую комиссию (1,25% годовых) за организацию заимствования. Как туманно пояснили в НАКе, полученные средства будут потрачены на корпоративные нужды.

Грандиозные планы заемщика явно не понравились правительству и разозлили министра финансов Виктора Пинзеника. «Кабмин ранее принял решение о том, что НАК может занимать деньги только после согласования с Минтпэнерго и правительством. Однако такого согласования я не припомню», - раздосадовался Виктор Михайлович. Не понравились главному финансисту страны и условия кредитного договора. По мнению г-на Пинзеника, комиссионные ABN AMRO BankN.V. не должны превышать 0,75% годовых. Министр финансов также посчитал обязательным включение в текст договора условия об обязательном предварительном согласовании с профильными ведомтсвами. И лишь затем несколько смягчившись, г-н Пинзеник указал, что привлечение такого кредита ввиду снижения Fitch Ratings кредитных рейтингов «Нафтогаза» с ВВ- до В+ является правильной стратегией. Из произнесенной финансовым министром тирады явно напрашивался один вывод – правительство не против нефтяных кредитов, просто хочет их взять под личный контроль.

Не менее пристальное внимание Кабмин уделяет и другой сфере деятельности компании – зарубежные проекты. Именно отсутствие в представленном 4 мая финансовом плане компании на текущий год детального разъяснения этого вопроса стало причиной того, что план зарубили. Ведь солидные займы «Нафтогаз» осуществляет именно под развитие нефтегазодобычи за пределами родины. И снова виновником неудачной презентации финплана был Виктор Пинзеник, ставший главным оппонентом экс-главы правления НАКа Алексея Ивченко. Тогда Кабмин обязал представить доработанный с учетом высказанных замечаний финплан компании 17 мая. Однако, до этого срока г-н Ивченко скорпостижно уволился по собственному желанию в связи с избранием на выборную должность (он прошел в парламент по списку «Нашей Украины»). Причем, в день своего увольнения, 11 мая, даже успел принять несколько важных решений – назначил и согласовал с Кабмином кандидатуру и.о. главы правления НАКа (им стал глава правления дочерней компанеии «Газ Украины» Алексей Болкисев), а также «продвинул» на должность первого заместителя председателя правления компании, отвечающего за подготовку планов развития, бывшего зампредседателя по материально-техническому снабжению Игоря Васюныка.

Последний является давним деловым партнером г-на Ивченко, и, что немаловажно, братом заместителя главы Секретариата президента Ивана Васюныка. Такие кадровые расклады поставили премьера в затруднительное положение. Собираясь переквалифицироваться в депутаты ему, как человеку, привыкшему доводить начатое до конца, надо было бы обеспечить преемнику «акт сдачи-приемки нефтегазовых закромов Родины». И в любом другом случае ему ничто не помешало бы надавить на «Нафтогаз», потребовав представления финансового плана к 27 мая от любого, кто бы оказался на месте г-на Ивченко, но только не от Игоря Васюныка, который вместе с бартом считается «личной командой» президента. В итоге, финплана до сих пор нет. А это значит, что компания уже полгода проработавшая без этого документа, преспокойно сможет расходовать свои и заемные средства по своему усмотрению.

Обоснованный риск или бездумные траты

И это при том, что кредитная политика НАКа уже давно вызывала сомнения в умах правительственных чиновников и силовиков. Об этом, в частности, шла речь в докладной записке Президенту, которую направил глава СБУ Игорь Дрижчаный еще 7 марта. « На протяжении минушего года в числе кредиторов компании банками-нерезидентами выступили «Банк внешнеэкономической деятельности СССР «Внешэкономбанк» на сумму $100 млн. и Deutsche Bank, предостаивший два транша по $300 млн. Права требования последних были переуступлены лондонским компаниям Linton Сарital Ltd. и Раrbeck Capital Ltd.», - сообщалось в документе. Также там указывалось, что кроме упомянутых кредиторов НАКу предоставила займы британская компания Standard Bank PLС на сумму $200 млн., Standard Bank London Limited на $500 млн., Depfa Investment Bank Limited (Кипр) на $220 млн. и российский «Альфа-Банк» на $40 млн. Проанализировав эти сведения, Виктор Ющенко 13 марта поручил премьеру провести углубленный анализ состояния дел в «Нафтогазе» и разработать программу ее финансового оздоровления. Но поручение главы государства повисло в воздухе.

Все свелось к банальной перепалке между «Нафтогазом» и правительством (а точнее, Минэкономики и Минфином). НАК пенял на слишком высокую налоговую нагрузку. Профильные ведомтсва без устали обвиняли его в нерасторопности подготовки финплана и отчета о проделанной работе. Перед своим уходом с поста руководителя «Нафтогаза» г-н Ивченко успел достать из кармана последний политический козырь – грандиозные проекты компании за рубежом, ориентированные на увеличение нефтегазовых ресурсов страны. На сегодня, смета долгосочных затрат по этим проектам превышает $600 млн., что почти равно объему кредитного портфеля компании. Наибольшую долю в этих затратах несут проекты в ОАЭ, Казахстане, Египте и российской Калмыкии. Ни один из них не является «простой» операцией покупки нефте- или газопромыслов. Речь идет о реализации технически очень сложных и весьма рискованных программ доразведки неосвоенных нефтегазоноснных площадей. И в этом есть определенная логика – у Украины попросту нет денег на приобретение освоенных, а потому весьма дорогостоящих месторождений. Более того, если запасы взятых «Нафтогазом» лицензионных участков подтвердятся, не исключено, что сложные геологические условия потребуют привлечения к эксплуатации не только дополнительнызх денег, но и сторонних частных инвесторов, которые обладают необходимыми технологиями. По данным НАКа, переговоры об их привлечении к украинским государственным проектам за рубежом ведутся уже сейчас, еще на стадии доразведки месторождений. И несомненно, вероятные соинвесторы компании были бы весьма удивлены, узнав, что их украинский партнер, мягко говоря, стеснен в финансовом маневре.