2004-08-25

На кой нам НАК?

Развеселые вещи творятся в секторе газа. А первые признаки веселья замечены были в сентябре, когда харьковские власти сумели заручится поддержкой первого вице-премьера Олега Дубины в борьбе за газовые деньги. Это сулит серьезную реорганизацию НАК “Нефтегаз Украины”, а то и всей “газоденежной” сферы. Глядишь, газ и подешевеет...

Позиция региональной власти

    В свое время идею создания НАК встретили в газодобывающих областях Украины (в первую очередь, Харьковской и Полтавской) более чем скептически. От открытых протестов регионалов тогда, пожалуй, удержало лишь осознание того, что реформа продиктована, скорее, политическими соображениями.

     Однако в одночасье лишившись рычагов влияния на немаленькие денежные потоки, местные власти недолго оставались безучастными. И уже вскоре после президентских выборов из регионов начал доноситься ропот по поводу деятельности “Нефтегаза Украины”.

    Особую активность проявляла Харьковская область, в которой добывается до 40% всего украинского газа (см. БИЗНЕС №18 от 30 апреля 2001 года, стр. 31). Тогдашний губернатор Олег Демин неоднократно заявлял, что лишение местных газовиков самостоятельности негативно влияет не только на наполняемость областного бюджета, но и на развитие всей отрасли. Сменивший его на посту главы региона Евгений Кушнарев во время первой же поездки на предприятие “Шебелинкагазодобыча” (еще в декабре прошлого года) заявил, что будет добиваться от руководства НАК и правительства таких решений по “Шебелинке”, которые учитывали бы как интересы государства в целом, так и интересы региона. Тогда же он дал понять, что наилучшим вариантом решения проблемы, по его мнению, является возвращение статуса юридического лица добытчикам газа.

    Судя по всему, сегодня областные власти и прочие заинтересованные лица, которых принято обозначать словосочетанием “региональная элита” сочли, что пришло время решительных действий.

    Ведь дело не только в том, что бюджет недополучает денег в результате бумажной, а не реальной убыточности газодобывающих компаний. В конце концов, основные налоги все равно централизованы и так или иначе перераспределялись бы через Киев. Штука в том, что сегодняшняя ситуация, когда добытчик газа лишен права им распоряжаться, а каждый чих приходится согласовывать с Киевом, абсолютно не способствует привлечению капитала в столь прибыльный бизнес, как газодобыча.

Позиция первого вице-премьера

    6 сентября, пребывая в Харьковской области, первый вице-премьер Олег Дубина провел на “Шебелинкагазодобыче” совещание, на котором означенная проблема обговаривалась совершенно конкретно.

    Итогом совещания стало поручение г-на Дубины, подписанное им в середине сентября.

    Корреспонденту БИЗНЕСа удалось ознакомиться с содержанием этого документа: первый вице-премьер поручает, в частности, Харьковской обладминистрации подготовить документы, обосновывающие возвращение статуса юридического лица компании “Шебелинкагазодобыча”. Кроме того, он поручает соответствующим ведомствам подать предложения о формировании ценовой политики на природный газ украинского происхождения. Наконец, НАК поручается передать в Кабмин реестры всех векселей, выпущенных этой структурой.

Положение газодобытчиков

    Как и предполагали эксперты еще на заре создания “Нефтегаза”, супермонополист сконцентрировался в первую очередь на расчетах с Россией за импортируемые ресурсы, поставив отечественных газодобытчиков (собственные же филиалы) на последнее место в порядке расчетов.

    Результаты — налицо. Пример “Шебелинкагазодбычи”, как наиболее крупной газодобывающей компании Украины, весьма показателен. Из 4 млрд грн. дебиторской задолженности “Шебелинки” на долю НАК приходится 3,565 млрд грн. Между прочим, вся кредиторская задолженность филиала на 1 сентября составляла 921 млн грн.

    Только за последние два года НАК рассчитался с “Шебелинкой” векселями на сумму 924,7 млн грн. При этом на 740 млн грн. отпущенного газа НАК выдал векселя с датой погашения 31 декабря 2009 года (!).

    Разумеется, в таком положении “Шебелинка” не в состоянии нормально рассчитываться с бюджетом. На сегодня ее недоимка по платежам в бюджет составляет 238 млн грн. при том, что еще 173 млн грн. долгов были реструктуризированы на пять лет. Однако договор реструктуризации может быть и расторгнут, поскольку компания не может совершать текущие платежи. (Недавно “Шебелинкагазодобыча” попала в первую десятку крупнейших должников перед бюджетом. Интересно, знает ли нынешний глава ГНАУ, как создаются долги внутри компании, которую нынче возглавляет его бывший подчиненный?)

Что дальше?

    Если “Шебелинкагазодобыче” и впрямь будет возвращен статус юрлица, ситуация на рынке может измениться весьма существенно.

    Во-первых, нет сомнений, что почин “Шебелинки” поддержат другие газодобытчики — “Харьковгазодобыча”, “Полтавагазодобыча”, “Львовгазодобыча”. В результате в обороте НАК останется только импортный газ, а сама структура компании претерпит глубокую реорганизацию (необходимость в дочернем предприятии “Укргазодобыча” попросту отпадет. См., кстати, “Скандал недели” ниже. Симптом, однако!).

    Во-вторых, отечественный сектор газодобычи наверняка станет куда более интересным для инвестиций (вместо общего котла НАК, в котором невозможно проследить судьбу отдельно взятой копейки, появится несколько малых котлов, гораздо более прозрачных).

    В-третьих, будет ликвидировано монопольное положение на рынке единственной компании, что для этого самого рынка совсем не вредно.

    У НАК сегодня есть козырь для защиты своих интересов в правительстве. Как ни парадоксально звучит, главная сила НАК сегодня — в его слабости. Несложно просчитать: если парад суверенитетов состоится, бывшие филиалы вряд ли удержатся от соблазна через суды взыскать с НАК долги по полной программе. А это означает, что “Нефтегаз” вполне может оказаться на грани банкротства. И кто тогда, спрашивается, будет отвечать по газовым долгам Украины перед Россией? Да и вообще заниматься поставками газа в Украину? (А кто занимался до появления НАК? Были люди, пусть мы все и помним, какие именно люди. — Ред.)

Кстати

    О том, что в государстве на 11-м году его существования складывается наконец-то лобби, отстаивающее интересы отечественной газодобычи, прямо свидетельствует принятый 20 сентября парламентом Закон “Об изменениях и дополнениях в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, согласно которому расходы, связанные с разведкой и оборудованием нефтяных и газовых месторождений, отнесены к составу валовых расходов, что неизбежно стимулирует развитие сектора. О необходимости принятия такой нормы газодобытчики говорили уже лет пять. В ту же колоду — столь упорно отстаиваемое премьером Анатолием Кинахом на переговорах с Россией право экспортировать газ.

Блиц-интервью с чиновником-регионалом

    Начальник Харьковского областного управления топливно-энергетического комплекса Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ

    БИЗНЕС: Почему в поручениях первого вице-премьера, сделанных по итогам поездки в Харьков, появилось требование разобраться с ценами на газ собственной добычи?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Цена на газ внутренней добычи в течение года менялась несколько раз. Сначала цена была около 56 грн. за тысячу кубометров, затем — 96 грн., затем — 122 грн., сейчас — 132 грн. за тысячу кубов. Цена растет, куда уходят деньги — неизвестно. Поэтому Олег Дубина на совещании задал соответствующий вопрос. Представители НАК не смогли сразу на него ответить.

    БИЗНЕС: Повышение закупочной цены оказывается невыгодным для добывающих компаний: денег они не видят, а дебиторская задолженность растет. Так?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Естественно. Потому, видимо, и было дано поручение разобраться с ценообразованием. Если брали по 56 грн., а отпускали по 330 грн. — это большая разница. А прибыль куда уходит?

    БИЗНЕС: Харьковские власти добиваются возвращения статуса юрлица “Шебелинкагазодобыче”. А “Харковгазодобыче”?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: В принципе, тоже да. Просто “Шебелинка” больше.

    Сначала (при создании НАК. — Авт.) задумка была такая: мы (имеется в виду НАК. — Ред.) будем концентрировать деньги и будем больше возвращать на разведку, на бурение новых скважин. На каждую единицу добычи должно (по принятым нормативам работы отрасли) приходиться две единицы разведанного газа. Если разведка не опережает добычу, то добыча постепенно снижается. Что сейчас и происходит: темпы по разведке за последние годы упущены. У нас наиболее не исследованной является северо-восточная часть области. Сейсмические изыскания показывают, что там есть залежи, и этим вопросом нужно заниматься.

    БИЗНЕС: Возвращение юридического статуса позволит это делать?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Конечно. Тогда мы уже могли бы сами разбираться и с налогами, и с социальными вопросами. Сейчас же практически каждый вопрос нужно согласовывать с Киевом.

    БИЗНЕС: Что еще даст предоставление статуса юрлица?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Самое главное — будет возможность реализовать продукцию самостоятельно. В этом случае предприятие сможет самостоятельно нести ответственность за свои экономические показатели, в том числе за кредиторскую и дебиторскую задолженности, а значит, и за расчеты перед бюджетом. И, я думаю, государство выиграет. Сейчас же газодобытчики связаны по рукам и ногам: добывая сырье, они не имеют возможности им распоряжаться, у них просто нет стимула для развития.

    БИЗНЕС: Как вы думаете, в какие сроки можно решить этот вопрос?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Мы работаем в телефонном режиме, чтобы окончательно его решить. Его решение и так затянулось. Но нельзя гарантировать, что это произойдет в ближайшее время.

    БИЗНЕС:: В случае размежевания добывающих компаний и НАК могут ли быть предъявлены “Нефтегазу” судебные иски о возмещении долгов?

    Василий БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: Теоретически, наверное, это возможно.

Скандал недели

    Хозяйственный суд Киева возбудил дело о банкротстве госкомпании “Укргазвидобування” (она же — “Укргазодобыча”. — Ред.). Сообщение об этом опубликовано 9 октября.

    Дело возбуждено по иску государственной акционерной компании (ГАК) “Укрресурсы”, поданному в целях взыскания задолженности в размере 3 млн грн. с газопромышленного предприятия “Шебелiнкагазвидобування” (оно же — “Шебелинкагазодобыча”. — Ред.), входящего в состав “Укргазвидобування”.

    “Укргазвидобування” вела переговоры с “Укрресурсами” по поводу погашения долга векселями и другими средствами, однако последняя настаивала на расчетах в денежной форме. Как подчеркнули в компании, такое решение суда стало для нее неожиданным, поскольку после первого заседания суда, состоявшегося 30 сентября, планировалось провести следующее, с участием представителя “Шебелiнкагазвидобування”. Кроме этого, “Шебе-лiнкагазвидобування” подала встречный иск о признании недействительной части договора с “Укрресурсами”. В случае удовлетворения иска долг сократился бы вдвое.

    “Укргазвидобування” в настоящее время обеспечивает 74% добычи газа в Украине. В ее состав входят “Укрбургаз”, “Полтавагазвидобування”, “Шебелiнкагазвидобування”, “Харкiвгазвидобування” и “Львiвгазвидобування”.

Интерфакс-Украина

    P.S. Мы бы и рады поместить комментарии НАК “Нефтегаз Украины”. Но, увы, работники оного в приватных беседах дали нам понять, что на ЭТИ ВОПРОСЫ сейчас в “Нефтегазе” отвечать никто не станет. Что, отчасти, понятно.