2004-08-21

Монополия наоборот

Аукционы по продаже газового конденсата и нефти возвращаются

Не устаешь удивляться умению отечественных чиновников создавать прецеденты во время выполнения своих прямых обязанностей. "Выдавленное" совместными силами Президента, оппозиции и СМИ из Кабмина увеличение расходной части бюджета-2004 на 8 млрд. грн. не могло пройти "просто так". В одном пакете с модернизацией бюджета были предложены еще несколько статей, которые озабоченные проблемой о предвыборном благополучии населения парламентарии, скорее всего, и не заметили.

Официоз

17 июня 2004 года Верховная Рада 243 голосами утвердила Закон "О внесении изменений в Закон "О государственном бюджете на 2004 год" №4462, где изрядное внимание было уделено финансовым потокам, сопровождающим деятельность отечественной энергетики. Парламент обязал компании с госдолей от 50% продавать в 2004 году добываемый ими газовый конденсат и нефть на аукционах в порядке, определенном Кабмином. Ревизия бюджета-2004 сопровождается "замораживанием" Закона "О рентных платежах на нефть, газ и газовый конденсат" на текущий год. В новой редакции бюджета сокращено финансирование госпрограммы "Топливно-энергетический комплекс" на 293,4 млн. грн. — с 5248,6 млн. грн. до 4955,2 млн. грн.

Полагаю, официальных оснований для изменения правил игры на рынке добываемых из собственных недр нефтепродуктов предостаточно. От "естественного реагирования" на недавний доклад главы Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины Татьяны Корняковой, содержащий многочисленные факты разбазаривания госсобственности в главных регионах добычи углеводородов — Полтавской и Сумской областях, до сохранения известной ценовой напряженности на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Новейшая история нефтеаукционов

До 2000 года нефть, добываемая в Украине, согласно постановлениям Кабмина, продавалась на внутреннем рынке для последующей переработки на местных НПЗ по фиксированным ценам (около $60—70 за тонну). 4 апреля 2000 года появилось постановление Кабмина №599 "О внедрении аукционов по продаже нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля", коим предписывалось "с целью создания прозрачного механизма ценообразования, развития конкурентных основ и повышения платежной дисциплины на рынке энергоресурсов" с 1 мая 2000 года реализовывать вышеупомянутые ресурсы "отечественного происхождения" путем их аукционной продажи на бирже.

От обязательной продажи освобождаются объемы нефти, газового конденсата и сжиженного газа, которые используются нефтегазодобывающими и газоперерабатывающими предприятиями для технологических потребностей (например, "Черноморнефтегаз" с его потребностью в топливе для обеспечения работы автономных морских буровых платформ и флота), а также объемы газового конденсата собственной добычи из месторождений, которые вместе с газоперерабатывающими предприятиями представляют единый технологический комплекс и являются единым юридическим лицом (к примеру, ГПУ "Шебелинкагаздобыча", в состав которого входят Шебелинский, Яблуневский и Селещенский ГПЗ).

Заметим, что интерес к аукционам, несмотря на их 4-летнюю историю (первые торги состоялись на площадке Украинской межбанковской валютной биржи 27 апреля 2000-го), никогда не ослабевал. В первую очередь из-за изменения правил торгов, предусматривающих откровенную дискриминацию ряда влиятельных нефтетрейдеров. Кстати, на первых торгах цены на черное золото подскочили до $120, а к концу июня 2001 года — до $155 за тонну. Активными участниками аукционов были российские компании.

Так, по данным "Лукойл-Украина", компания рассчитывала купить до конца 2001 г. около 150 000—220 000 т. А "ТНК-Украина", по ее данным, покупала на торгах 2000—2001 гг. в среднем по 20 000 т нефти и газового конденсата. Между тем 18 июля 2001 года аукционный комитет по продаже нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля на своем собрании ограничил возможности ПИИ "Лукойл-Украина", ПИИ "ТНК-Украина" и ПИИ "Казахойл-Украина" на покупку украинской нефти. Самое интересное, что от тогдашнего руководства ТЭК никто не услышал внятного пояснения причин, которыми руководствовался аукционный комитет. Однако то обстоятельство, что аукционы по продаже отечественной нефти де-факто стали закрытыми, а процедура принятия решений по ним приобрела "кулуарный характер", поясняло многое. Рыночный механизм распределения украинской нефти лишал изрядного "неофициального" заработка целой когорты нефтебюрократов.

Ситуация изменилась в конце 2002 года. После полуторагодичного перерыва российские нефтяные компании получили доступ к аукционам по продаже нефти, добываемой в Украине. Интересно отметить, что представители ТНК и "Лукойла" боялись, что это вызовет рост цен на украинское сырье. Тем не менее нефтяники РФ участвовали в этих аукционах, чтобы увеличить свое присутствие на местном рынке нефтепродуктов.

В декабре 2002 года аукционный комитет, сформированный Кабмином Украины, вновь разрешил компаниям "ТНК-Украина", "Лукойл-Украина" и "Казахойл-Украина" покупать нашу нефть на аукционах для переработки на НПЗ, принадлежащих им.

Инициаторы аукционов надеялись, что в перспективе возможен переход от аукционов к биржевым торгам, однако бензиновый кризис-2004 "дал ход" кабминовскому постановлению от 28 мая, приостанавливающему проведение аукционов до 1 сентября текущего года "для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов в стране". Полагаю, решение было оправдано — ведь аукционы "технически" повышали цены на черное золото на $15—20 на тонне. Поздней весной 2004 года на фоне запредельных мировых нефтецен, а также изрядного повышения экспортной пошлины Россией, аукционы явно были "лишними".

Продавцы и покупатели

Все 4 года работы аукционов ведущим продавцом нефти являлись предприятия "Укрнефти". Это неудивительно — компания доминирует в украинской добыче и, согласно директивам правительства, продавала на аукционах всю свою нефть (кроме 15% региональных объемов, оставляемых для нужд областей). К слову, по мнению автора, именно аукционы с их "реальной" ценой в 2000 г. дали шанс "Укрнефти" "подняться". Самое забавное — за счет того, что этот монополист по добыче украинской нефти пребывал на картотеке, и "аукционные деньги" шли прямиком в бюджет. Не исключено, что "аукционные дискриминации" образца 2001-го связаны с борьбой за представительство в НК "Укрнефть", в которой принимала участие группа миноритарных акционеров (компании "Оксидентал менеджмент", Varkedge Limited и "Приватбанк") с владельцами более крупных пакетов (контрольный пакет в размере 50% принадлежит НАК "Нефтегаз Украины").

Заметим, что при достаточно высокой значимости в торговой политике "Укрнефти" аукционы играли гораздо большую роль в обеспечении механизма сбыта для небольших независимых добытчиков нефти и конденсата. Речь идет о совместных предприятиях при "Укрнефти", ведущих добычу нефти и конденсата на трудноосваиваемых и истощенных месторождениях, таких как Леляковское (СП "Каштан Петролеум") или Стинавское (Бориславская нефтяная компания). Во-вторых, аукционы играли ключевую роль в организации сбыта для СП и совместных проектов добывающих предприятий НАК "Недра Украины", ГАО "Черноморнефтегаз" и "Укргаздобыча", которые осваивали ряд небольших месторождений. Среди них — Ишатовское (ПГНК), Черемхово-Струбнивецкое (Коломыйская нефтегазовая компания), Луценковское ("Баско"), Сахалинское и Каверонское (ЗАО "Пласт").

Безотносительно ценовой динамики внутреннего рынка нефтепродуктов, Минэкономики пыталось ввести "мораторий" на аукционы год назад. 30 мая 2003 года Минэкономики подало на рассмотрение Кабмина предложение об отмене обязательной продажи госкомпаниями нефти и газового конденсата на аукционах УМВБ. Как аргумент новации приводилась вынужденная необходимость кабминовского контроля за ценой продажи нефти и конденсата, чтобы не допускать сокращения бюджетных поступлений.

Аккурат после повышения 22 мая 2003 года рентной платы на нефть, а также во время принятия "сообразных" этому решению поправок к закону о Госбюджете-2003, необходимость в нефтеаукционах отпала, поскольку повышение ренты позволяло заменить схему контроля на более рыночную. Год назад адепты аукционной торговли отстояли этот механизм, резонно указывая на то, что упразднение аукционов на фоне прошлогоднего пересмотра "Укрнефтью" всех своих совместных проектов в нефтедобыче, сведет на нет экономическую эффективность работы вышеперечисленных предприятий. Кроме того, микромасштабы "пробных" проектов, инициированных в Украине зарубежными инвесторами, не предполагали организации ими собственной системы оптового сбыта нефти и конденсата и наиболее рациональным инструментом продаж были аукционы, на которых СП напрямую или через агентов реализовывали сырье.

Автор особо подчеркивает, что в этом случае наблюдалось некоторое подобие конкуренции и противостояние монополизму — ведь СП сохраняли некоторую независимость от украинских партнеров по бизнесу. Пусть даже с помощью и под присмотром Кабмина. Полагаю, годичной давности инициатива Минэкономики стала классическим примером традиционного для государственных структур подхода к строительству рыночной экономики в общем и созданию биржевой торговли товарами в частности. Не исключено, что чиновникам было просто недосуг вникать в нюансы и подробности нефтерынка, создавая равные условия для всех его участников, или просто надоела перманентная опека аукционов, чтобы (не дай Бог!) не допустить демпинга. Отсюда вполне ожидаемое стремление "отдать" на откуп ниши внутреннего товарного рынка "крупным" финансово-административным группам.

Индикаторы "напряженки"

На первый взгляд "реанимированная" 17 июня 2004 г. аукционная система реализации сырья госкомпаниями является индикатором снятия ценовой напряженности с нефтерынка. Дескать, все под контролем, можно возвращаться к рыночным ценностям. Однако, полагаю, не все так просто.

Прежде всего отметим сохранение опасности рецидива бензинового кризиса, который, как показалось кабминовским чиновникам, они ликвидировали. Для того чтобы вызвать "на ковер" отечественных и зарубежных нефтяников и без лишних обиняков "огласить весь список" казенного прессинга, много ума не требуется. С динамикой мировых цен сложнее, рычагов влияния на ОПЕК у нашей исполнительной власти нет. Между тем почему-то во время бензинового кризиса ожидаемого роста нефтеимпорта замечено не было. Кстати, напомним, что рост цен на бензин в июле-1999 случился при мировых ценах на нефть $9—10 за баррель, или вчетверо ниже, чем сегодня.

Следовательно, в возобновлении аукционов мы видим смещение интересов Кабмина: несмотря на увеличение риска повторного роста цен на "горючку" наполнить бюджет. В этом стремлении чиновники не останавливаются даже перед тем, что, скорее всего, газодобывающая отрасль станет убыточной после "попутного" приостановления действия Закона "О рентных платежах на нефть, газ и газовый конденсат" на 2004 год.

До моратория, благодаря дифференцированной ренте, компания "Укргаздобыча" имела шанс развития отрасли и увеличение до 2007 г. части собственного топлива в балансе Украины с 25 до 40%. Последняя новация увеличит рентную плату в себестоимости газа с 9,2 до 25% и может стать причиной критического недофинансирования газовой отрасли…