2007-05-18

Могила Великого землетрясения

В Португалии нашли последствия самой страшной катастрофы за всю историю страны

Португальские археологи раскопали страшные подробности трагедии 1755 года, которая смела с лица земли Лиссабон и прокатилась по всей Европе. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. Сегодня геологи признают Лиссабонское землетрясение 9-балльным, а эпицентром считают точку в Атлантическом океане в 350 километрах юго-западнее Лиссабона.

Португальские ученые раскрыли тайну раскопок, которые они проводили прямо в Лиссабоне. Официально последние три года они занимались изучением развалин францисканского монастыря XVII столетия. И только теперь сообщили, что на самом деле натолкнулись на самую большую братскую могилу XVIII века. В ней три тысячи человек. Часть из них расстреляли солдаты – вероятно, как мародеров. Плоть убитых кто-то ел – оставшиеся в живых горожане голодали. Солдаты добивали раненых – в тех условиях их невозможно было вылечить.

Руководитель работы, куратор музея Академии наук Португалии Мигель Антунес, подтвердил, что останки принадлежат жертвам знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 года, которое буквально стерло португальскую столицу с лица земли. Это событие и в наше время попадает в разряд исключительных, как для Португалии, так и для Европы. Лишь в 270-тысячном Лиссабоне число жертв оценивается минимум в 60-100 тыс. человек за 3-6 минут катастрофы, в соседних городах – 6-8 тыс., в испанском торговом городе Аямонте и окрестностях погибли от цунами около 2 тыс. человек, до 8-10 тыс. погибли в одной только попавшей под оползень деревушке в Марокко. Жертвы в сельских местностях Португалии и Африки вряд ли когда будут учтены.

Свою роль в масштабности катастрофы сыграло и то, что 1 ноября – День всех святых. И в 9.40, когда город тряхнуло сильнее всего, очень многие находились в церквях и слушали молебен. Согласно сохранившимся описаниям, землетрясение вызвало огромные трещины в земле, шириной до пяти метров, отделившие центр города от остальной суши. Оставшиеся в живых устремились к казавшимся безопасными докам и увидели, что вода отступила, обнажив дно моря с многочисленными обломками кораблей. Через несколько минут после землетрясения огромное цунами накрыло гавань и центр города, рвануло вверх по течению реки Тежу. За ним последовали еще две волны. Районы города, не затронутые цунами, были уничтожены пожарами, продолжавшимися пять дней. И в то же время очень четко и слаженно сработали власти страны – особенно госсекретарь маркиз де Помбаль, которому благодарные лиссабонцы поставили памятник за спасательные работы. Это он объяснил молодому королю, что перед восстановлением города нужно "похоронить мертвых и накормить живых", чтобы избежать распространения инфекции, голода, мародерства и паники.

Землетрясение сильно повлияло на мыслителей эпохи Просвещения. Многие философы того времени упомянули это событие в своих произведениях, особенно Вольтер в "Кандиде" и "Поэме на бедствие в Лиссабоне".