2007-01-25

Местами — неприкосновенные, местами — уничтоженные... <BR><I>Как уберечь биосферу Карпат</I>

Одним из лучших путей сохранения и восстановления потенциальных сил природы, разумного сочетания туризма с интересами заповедности земли является создание национальных природных парков. В этом убеждает как богатый мировой опыт, так и отечественный — стоит только побывать на Львовщине, в парке «Сколовские Бескиды».

ГДЕ БЫЛ ОКЕАН ТЕТИС

Там, где ныне Карпаты, более 25 миллионов лет назад шумел океан Тетис, на дне которого откладывались мощные пласты песка. В период кайнозоя вместе с образованием гор сформировались камни-песчаники — некоторые вышли на поверхность земли и сохранились до сегодняшнего дня. Малая Скала, Желоб, Камень, Острый Камень... Высота последнего, например, 112 метров. В III тысячелетии до н. э. на скалах функционировало святилище, а в IХ— ХIII вв., в эпоху Руси-Украины и Галицко-Волынского княжества, — могучий детинец Тустань. Тустань означает «тут стань». Здесь остановись, потому что дальше тебе хода нет. «Так называлась старинная крепость, — рассказали работники историко-культурного заповедника Тустань. — При святилище на скалах было выгравировано 270 священных знаков — петроглифов, а нашими непосредственными предками сделано четыре тысячи пазов и срубов. Тисовые балки вдавливались в эти пазы — так образовалась достопримечательность архитектуры и культуры: дерево и скала объединялись человеком в единое целое — крепость, неприступную для врага». Ученые провели графическую реконструкцию крепости. Кабинетом Министров она была внесена в список памятников истории и культуры, которые нуждаются в первоочередном восстановлении. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Можно только представить, какое паломничество начнется после реконструкции детинца.

Но и без этого есть чем гордиться и восторгаться в Бескидах, которые занимают четверть площади украинских Карпат. Удивительный памятник природы — водопады на реке Каменка: с шестиметровой высоты широким занавесом ниспадает вода на каменные глыбы, хаотически расположенные внизу. Окружающие живописные пейзажи хорошо видны с горы Парашка, название которой связывают с именем дочери князя Святослава... Источники сероводородных и содовых минеральных вод, заповедники, заповедные урочища, геологические и гидрологические памятники... А еще уникальные массивы буковых пралесов, величественные Росохацкие горные пастбища, этнографическая специфика... Все это — Бескиды, гостеприимный бойковский край. Как сохранить бесценные ландшафты и в то же время рационально использовать рекреационные ресурсы? Эти вопросы давно тревожили горян. Выход увидели в создании национального природного парка по аналогу многочисленных мировых. Решить этот вопрос было довольно сложно — и все же своего добились.

ТАКИЕ УЯЗВИМЫЕ ГОРНЫЕ СИСТЕМЫ

— Не секрет, что вследствие техногенного влияния интенсивно меняется структура природных ландшафтов, генофонд биосферы катастрофически обедняется, — отмечает научный руководитель национального природного парка «Сколовские Бескиды» Василий Приндак. — Ускоренными темпами этот процесс происходит и в густонаселенных промышленных регионах, к которым относятся Карпаты. Согласно исследованиям ботаников, около 10 процентов местной флоры нуждается в индивидуальной охране, а часть редких видов уже утрачена навсегда. Еще хуже ситуация с фауной. Экологи давно установили, что наиболее надежной формой сохранения генетических ресурсов, а следовательно, и биогеографического разнообразия планеты являются заповедные территории. Новые потенциальные возможности решения природоохранных задач появились вместе с разработкой на государственном уровне конструктивной программы сохранения окружающей среды Карпат. Она охватывает широкий круг задач, которые касаются стабилизации нарушенного в прошлом экологического баланса, воссоздания восстановительных природных ресурсов, рационального природопользования, улучшения защитных и общественно-полезных функций горных экосистем, использования их рекреационного потенциала. С целью сохранения и грамотного использования природных ландшафтов, которые имеют важный природоохранное, научное, образовательное, туристическое, оздоровительное значение, в феврале 1999 года на территории Сколовского, Дрогобычского и Турковского районов был создан НПП «Сколовские Бескиды» площадью 35684 гектара.

— До организации парка, — продолжает разговор его директор Василий Бандерич, — в регионе функционировали следующие: Карпатский на Ивано-Франковщине, Выжницкий на Буковине и «Синевир» на Закарпатье. Они не могли удовлетворить все более растущие рекреационные потребности населения страны. Хороший пример показывали и соседи Львовщины: в районе Бескид существовали территориально значимые национальные и ландшафтные природные парки — «Бескиды», «Циснянско-Ветлинский» и «Долина Сяну» — в Польше, «Восточные Карпаты» — в Словакии. Там на надлежащем уровне охранялось природное биологическое разнообразие Бескид, чего нельзя было сказать о нашем крае. И благоприятные условия для отдыха, туризма у нас использовались (и используются) крайне недостаточно. Имея аналогичные природно- климатические характеристики, страны Альпийско-Карпатского региона развернули мощную индустрию отдыха. Рекреационная освоенность территории Татр в Чехии, например, достигает 20 мест на квадратный километр, австрийских Альп — 30 мест. Такая насыщенность инфраструктурой обеспечивает рекреационную загруженность в расчете на квадратный километр территории до 200—220 человек в год. А в украинских Карпатах она не превышает 25 человек. Ощущаете разницу? Потенциальная ландшафтная рекреационная вместимость наших гор используется фактически на 10 процентов...

Научное обоснование НИНИ было проведено еще в середине 70 хгодов прошлого века, но решить этот вопрос практически не удавалось. Рубки главного пользования за год достигали 350 тысяч кубометров. По существу, ежедневно вырубали по два гектара леса. Чтобы сохранить наиболее ценные уголки, начали создавать заповедники, а наряду с этим пытались внедрять идею организации национального парка.

ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ ПЛАНЕТЫ В ЦЕЛОМ

Территория разделена на три зоны. Первая (15 процентов) — заповедная, где предусмотрен полный режим сохранения природы. В зоне регулируемой рекреации ресурсы не используются с экономической целью, однако она является открытой для экологического туризма. Стационарная рекреация предусматривает строительство кемпингов, палаточных и других городков для отдыха. Хозяйственная деятельность осуществляется в пределах хозяйственной зоны. Там функционируют населенные пункты с устоявшимся землепользованием, которое не приводит к ухудшению состояния окружающих ландшафтов.

Природа на значительных площадях остается неприкосновенной и безупречной. За тем, чтобы она развивалась в соответствии со своими законами, пристально следят ученые парка. На протяжении последних лет здесь работают совместные с НПП экспедиции ученых из Киева, Львова, Ивано-Франковска, соседних стран. А изучать, исследовать есть что. Скажем, стойкими и хорошо сохраненными, в отличие от европейских лесов, остаются пихтовые насаждения. Сохранились природные массивы высокопродуктивных 170—180-летних смешанных буковых деревостанов. Флора сосудистых растений насчитывает около 600 видов, подрастают более полусотни видов растений, занесенных в Красную книгу Украины. Здесь еще можно встретить левкорхис беловатый, скополию карниолийскую, шафран Гейфеля... Богат и видовой состав фауны. Результаты научных исследований обобщаются в «Літописі природи» — сейчас ученые работают над седьмым его томом. Материалы используются для оценки состояния окружающей среды.

Все усилия направлены на то, чтобы сохранить природное наследие, биологическое и ландшафтное многообразие, чтобы объединить профессионалов и активистов экологического движения, заручиться широкой поддержкой населения. И местные жители, и приезжие должны осознать значение национального парка как для каждого отдельного человека, так и для планеты в целом. Поведение же человека в отношении к миру природы в значительной степени определяется уровнем его экологического сознания, поэтому эколого-образовательную работу сколовцы начинают с раннего возраста. Устраивают среди детей экологические конкурсы, проводят «зеленые» уроки. С целью ознакомления с окружающей средой создают сеть эколого-познавательных тропинок, которые соединяют самые интересные с научной, природоохранной и эстетической точек зрения объекты. Оригинально оформлены стенды, аншлаги на маршрутах своеобразно иллюстрируют тот минимум знаний, которым должен владеть каждый юный путешественник. Так, для школьных экскурсий и кратковременного отдыха служит тропинка «Бучина» протяженностью 1,5 километра, для ознакомления с редкими весенними видами растений — тропинка «Крокус», с животным миром — «Следами оленей»...

Мы прошли по самой длинной тропинке от Сколе до села Майдан через высшую вершину парка — гору Парашку (1268 м). На нескольких страницах не опишешь всех впечатлений. Маршрут рассчитан на одно-двухдневный туристский переход, предусматривает знакомство со многими видами горных растений и животных, памятниками природы и культуры, проведение на соответствующих остановках теоретических и практических занятий, а также обязательно — конкретную природоохранную работу. Маркировали и прокладывали этот маршрут студенты и преподаватели из Базельского университета (Швейцария).

— Оборудовали около двадцати эколого-познавательных тропинок и маршрутов, которые охватывают самые оригинальные, самые интересные объекты, выпустили серию иллюстрированных очерков, буклетов, — рассказывает Василий Приндак. — Полученная во время путешествия информация должна содействовать расширению мировоззрения посетителей, повышению эколого-образовательного и общекультурного уровня. Особенно отмечаем такой момент: все, что создается на территории парка, имеет одну цель — сохранить природу...

Наглядным примером сказанного может быть стремление ученых и лесоводов восстановить популяцию зубра европейского. Ныне в Сколовских Бескидах есть два стада этих млекопитающих, общее количество особей в которых нестабильно — шесть-восемь или девять- пятнадцать. Работников парка поддержали в облуправлении лесного хозяйства и Госуправлении экологии и природных ресурсов во Львовской области. Совместный поиск разрешения проблемы начали в 2003 году. С помощью специалистов Института экологии Карпат НАН Украины, а также Музея и Института зоологии Польской АН установили контакты с Фондом крупных растениеядных млекопитающих, который финансирует проекты, направленные на восстановление их популяций на территории Евразии. И нашли полное понимание.

— Проект восстановления популяции зубра в Сколовских Бескидах — это первый гранд, который предоставляется Фондом Украине, — рассказывает Василий Бандерич. — Его эксперты в прошлом году побывали в парке и пришли к выводу, что условия на территории выбранного нами участка отвечают поставленной цели. Кормовая база удовлетворительная, поскольку здесь растут различные виды древесных, кустарниковых, травяных растений, которые входят в состав рациона великанов. В многоснежные зимы, конечно, придется дополнительно подкармливать сеном и ветвями. Научное сопровождение проекта будут проводить Институт экологии Карпат НАНУ и Музей и Институт зоологии Польской АН. Предусматривается сооружение изгороди в Майданском лесничестве, завоз пяти зубров из Скандинавии, временное содержание их, научное сопровождение и выпуск животных на волю... Будем надеяться, что в Сколовских Бескидах проект по реинтродукции зубров завершится так же успешно, как и у соседей по Карпатскому региону. В свое время благодаря поддержке Фонда в Польшу, Словакию и Румынию завезли зверей из Германии, Голландии, скандинавских стран. Теперь они свободно передвигаются по территориям биосферных резерватов, а из Бещадского парка народового и регионального ландшафтного парка «Долина Сяну» (Польша) свободно переходят на землю ландшафтного парка «Надсянский», расположенный в Турковском районе Львовщины. К сожалению, каждый раз возвращаются в Польшу, не обменявшись «невестами» из украинских семей зубров.

А В СЕРДЦЕ ЗАПОВЕДНОЙ ЗОНЫ — ВОЕННЫЙ ЛЕСХОЗ

Все большее взаимопонимание работники парка находят со стороны населения. Обустраивают, скажем, рекреационные зоны «лесной мебелью», местами для костров, спортивных игр и тому подобное — горяне помогают содержать их в надлежащем состоянии. И те, и другие будущее видят в мощном развитии туристическо-рекреационной индустрии, предоставлении услуг отдыхающим. Если будут построены мотели, кемпинги, лыжные подъемники на заснеженные горы — появятся новые рабочие места для местного населения, параллельно будет развиваться «зеленый» туризм, который в Сколе и селах, в отличие от Славска, Тисовца, находится в зародышевом состоянии.

Что же касается финансирования, то бюджетных средств хватает только на заработную плату службе охраны и рабочим. Проблематично приобрести современные средства связи, оборудование для лабораторной базы, полевых лабораторий. Ни одной копейки не выделяется на капитальные вложения, только 100 тысяч гривен в год — на ремонты. И все же сумели путем реконструкции сделать «куколку» из конторы Сколовского лесничества, которое возглавляет молодой, но рьяный лесничий Юрий Волос, отремонтировать еще три конторы из пяти. Со дня создания НПП мечтают о современном офисном помещении — таком, как у коллег из Бещадского парка народового, где есть визит- центр, музей. Уже собрано немало уникальных экспозиций, и можно было бы открыть свой природно-этнографический музей. Но нет подходящего для этого помещения. Было бы очень уместно, если бы львовские лесоводы, которые оказывают значительную спонсорскую помощь образовательным, культурным, религиозным заведениям, объединили свои усилия и направили часть средств на развитие национального парка. Ведь без современного офисного помещения музей не представляет своего будущего.

Требует решения и следующий вопрос. Из общей площади в 24,7 тысячи гектаров почти 10,9 тысячи — владения Сколовского военного лесхоза, которые (без изъятия у землепользователя) входят в территорию НПП. Находятся в самом сердце парка, являются его хозяйственной зоной, и на нее должен бы быть распространен режим заповедности, потому что там содержится интересная с научной точки зрения наивысшая гора края Парашка, растут едва ли не самые ценные леса... Однако военные против. Сколько уже говорится о передаче зеленых массивов в одни руки, а воз, как видим, и ныне там.

Проблемы, проблемы... Без сомнения, со временем они будут решены. Главное, в чем убеждает такой еще небогатый опыт национального природного парка «Сколовские Бескиды», — в бойковском крае он становится настоящим центром экологического образования и воспитания в самом широком, в самом глубоком понимании этих слов, твердо стоит на защите бесценных уголков дикой природы Карпат.