2007-04-19

Куда текут песочные реки?

Прошлым летом сотрудники Государственного управления охраны окружающей среды в Черниговской области были свидетелями того, как несколько грузовиков энергично вывозили песок из карьера “Якорь”, расположенного в заливе Днепра. Разработку песка на продажу организовало местное жилищно-коммунальное предприятие. И хотя факт этот вопиющий — недра у нас, слава Богу, еще не “прихватизированы”, — понадобилось несколько месяцев,  чтобы общественность и местная власть обратили на это внимание.

Из десяти крупных песчаных карьеров Черниговщины лишь два открыты для законной разработки. Но “копают” люди, где хотят, и это уже вошло в привычку. Правда, до серьезных операций со строительным песком еще не доходило. Теперь вот, как видим, нашлись охочие и до этого бизнеса. Причем ни в местную, ни в государственную казну копейки не уплачено с “песочного” оборота. В результате недра Полесья интенсивно истощаются, дельцы потирают руки, а местная громада лишь вздыхает: где взять средства то на те, то на другие нужды?

Цена одного кубометра песка из карьера — всего одна гривня. Мелочь, казалось бы. Но “разработчики” продают песок строителям в 20-25 раз дороже. Ежегодно в области добывается приблизительно 250 тыс. куб. строительного песка. Вот и посчитайте, какая сумма оседает в карманах современных бизнесменов.

“У нас действительно сложилась непонятная ситуация. Все говорят о необходимости наполнения бюджета и в то же время никто до последнего времени не обращал внимания на то, что находится у нас под ногами в прямом и переносном смысле слова. Более того, за хищническую эксплуатацию недр и в первую очередь за добычу песка никто не платит, люди обогащаются исключительно на нещадной эксплуатации недр без лицензий профильного министерства”, — обеспокоен происходящим председатель Черниговской организации Партии зеленых Леонид Бурковский. По его утверждению, почти весь песок для нужд строительной отрасли Черниговщины и еще нескольких соседних областей добывается в регионе с очевидными нарушениями законодательства.

И никого этот факт не волнует, не интересует?

Главный защитник окружающей среды в области обратил внимание еще на одну проблему — отсутствие постоянных проверок радиационного уровня песка. Не потому ли у нас появляются “фонящие” стены в домах-новостройках и жители чувствуют недомогание? А может быть, виной всему песок из Славутича? На этот вопрос тоже ответить пока некому.

Под давлением общественности свой взгляд на жуткое  разбазаривание полезных ископаемых обратила, наконец, местная власть. На заседании общественного совета при главе облгосадминистрации прозвучало много упреков в адрес природоохранной прокуратуры, государственной экологической инспекции и других органов. Но очевидно и другое: наведение элементарного порядка, в первую очередь, зависит от действий органов местного самоуправления. Сельские и поселковые советы должны сделать все, чтобы пресечь у себя незаконную добычу песка.

Заместитель начальника главного управления экономики  облгосадминистрации Василий Булат предлагает при местных советах создать коммунальные предприятия, которым передать в ведение песчаные карьеры. Но для этого необходимо получить лицензии в Министерстве охраны окружающей природной среды. А стоит такой документ несколько тысяч гривень. Для многих местных бюджетов это непосильные расходы. Поэтому необходимо предусмотреть выделение средств в виде дотаций органам местного самоуправления именно для приобретения разрешений на добычу полезных ископаемых.

Но песчаные карьеры отнюдь не единственный объект преступного обогащения нечистых на руку дельцов. Недавно Государственная служба по борьбе с экономической преступностью в области зафиксировала факт незаконной добычи местным коммунальным  предприятием артезианской воды. И тоже без лицензии! В результате преступной деятельности в течение трех лет злоумышленники нанесли государству ущерб в один миллион гривень. Против руководителей коммунального предприятия было возбуждено уголовное дело. А областная власть, учтя такие “просчеты”, инициировала передачу в аренду земельных участков водного фонда и использование вод­ных объектов. Но при этом эффективное использование природных ресурсов, как один из приоритетов стратегии социально-экономического развития области, все еще остается призывом, неподкрепленным соответствующей декларацией.

Согласно инвентаризации вод­ных объектов, проведенной в 2006 году, в крае насчитывается около 3,3 тыс. водоемов общей площадью 16,7 тыс. га. Если бы их использовали по-хозяйски, арендная плата за них могла бы стать дополнительным источником наполнения местных бюджетов. Но и этого в придеснянском крае, к сожалению, не наблюдается. Серьезно тормозит работу отсутствие единого порядка предоставления в аренду водоемов. Да и вообще  процедура передачи водных объектов в аренду до сих пор остается неурегулированной на законодательном уровне. Не устранены и противоречия между отдельными положениями Земельного и Водного кодексов. Из-за этого местные экологи и радетели за народное добро просто не рискуют брать на себя инициативу и проявлять особую активность. Пока пересмотрено лишь 20 ранее заключенных договоров аренды и подписано 12 дополнительных соглашений. А местные бюджеты буквально “звенят” от безденежья...