2005-10-11

Консолидация нефтяных активов успешно подорвана?

Неэффективный менеджмент привел украинскую политику консолидации нефтяных активов госудрства к провалу очередного проекта создания Национальной вертикально-интегрированнной нефтяной компании (НВИНК).

Нефтяной кризис 2004 года, в отличии от подобного по уровню кризиса-2001, Украина попыталась встретить во всеоружии. Накануне появления первых признаков кризиса, весной этого года, украинские власти решили срочно залатать дыры в растасканном корпусе государственных активов нефтяной отрасли.

Для того, чтобы смягчить грядущий ценовой удар, было решено действовать последовательно в трех направлениях. Первое направление – на втором десятке независимости наконец-то обеспечить Украину системой формирования стратегического нефтяного резерва. Второе – завершить слишком затянувшуюся по времени реформу геологической отрасли, повысив эффективность работы входящей в эту отрасль НАК „Надра Украины” (второй по объему добычи сырой нефти украинской нефтекомпании). Третье направление  -- консолидировать в рамках НВИНК большинство промышленных активов государства в отрасли, сделав задачей этого нового предприятия спасение страны от периодических ценовых потрясений.

С первыми двумя задачами государство летом 2004 года худо-бедно справилось. В частности, из госбюджета было срочно найдено 200 млн. грн. для закладки на нефтебазы Госкомрезерва стратегического запаса нефтепродуктов, который подтянул Украину к европейскому уровню энергетической безопасности (уровень обязательного для Европы резервирования нефти эквивалентен объему троехмесячного потребления каждой страны; последние меры Украины позволили ей надеяться на создание резерва, равного двух-трехнедельному потреблению).

В части наведения порядка в геологической отрасли и повышения эффективности эксплуатации недр также был достигнут более-менее очевидный успех, который олицетворила проверка договоров о совместной деятельности, подписанных добывающими подразделениями НАК „Нафтогаза Украины”, „Укрнафты” и НАК „Надра Украины”. Эта проверка привела к полной смене руководства последней государственной компании и ознаменовала завершение реформы геологической отрасли.

В отличие от двух перечисленных направлений нефтяной политики, с решениями государства в части консолидации промышленных активов все сложилось гораздо хуже. По идее, эта консолидация выглядела закономерным продолжением двух первых нефтяных инициатив правительства – сначала упорядочить систему резервирования и добычи,  затем собрать их воедино с активами государства в переработке и нефтетранспорте в рамках новой НВИНК.

Следуя этой логике, исполнители проекта создания НВИНК на начальном этапе ее формирования должны были как минимум очертить контур всех государственных активов Украины в нефтяной отрасли, и определить, какой из них подлежит включению в состав НВИНК на первом этапе ее формирования, какой -- на втором. Однако, к осени 2004 года стало ясно, что менеджеры, которым Леонид Кучма поручил создать НВИНК, с этой задачей не справились – вместо консолидации активов государства, они начали банальный передел прав управления этими активами.

Напомним, что нефтяные  активы государства в сегменте добычи состоят из пакета акций «Укрнафты» и долей участия государства в трех десятках совместных проектов НАК «Надра України». В сегменте нефтепереработки госактивы состоят из пакетов акций трех НПЗ (Кременчугского, Дрогобычского и Надвирнянского), а также дюжины газоперабатывающих заводов (ГПЗ) «Нафтогаза Украины» и «Укрнафты». В сегменте сбыта нефти и нефтепродуктов государственные нефтяные активы Украины сосредоточены в контроле над 18 нефтебазами Госкомрезерва, и сетями АЗС «Нафтогаза України», «Укрнафты» и ГАО «Черноморнефтегаз», а также имущественными правами ФГИ на пакеты акций ряда небольших региональных сетей АЗС. В сегменте транспорта активы контролирует Минтопэнерго. В число этих нефтяных активов входят Феодосийская нефтегавань («Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами ФПОНП»), а также ряд стратегически важных нефтепродуктопроводов – украинский участок маршрута «Грозный-Кропоткин-Трудовая-Лисичанск» с Никитовской наливной станцией (Горловка), а также сети нефтепродуктопроводов в Лисичанске, Кременчуге и Мелитополе.

Начиная в июне реформу управления нефтяными активами государства,  Леонид Кучма в июне поручил исполнителям в кратчайшие сроки доложить ему предложения по срокам и формам консолидации этих активов. Вместо пребывавшего в отпуске вице-премьера Клюева и через голову министра топлива и энергетики этой задачей озаботились ряд менеджеров НАК „Нафтогаз Украины”, которые доложили президенту свое видение создания ВИНК. Как следует из внесенных по инициативе этих менеджеров июньских и сентябрьских изменений в указ Леонида Кучмы, видение это было незатейливым. Так, в варианте нефтяной реформы, который мы имеем на сегодня, оно состоит из двух гиперзадач, которые с горем пополам реализуются. Первая задача - НВИНК как отдельный имущественный комплекс, предложено не создавать, организуя нечто подобное нефтекомпании на базе подразделений „Нафтогаза Украины”. Вторая задача -- о необходимости консолидации большинства из вышеуказанных нефтяных активов государства необходимо „забыть”.

В итоге, на заре новой волны повышения цен, Украина умудрилась навести порядок в системе накопления нефтяных резервов и добычи, но оказалась у разбитого корыта, то бишь проекта создания собственной вертикально-интегрированной нефтекомпании. Ошибку эту, конечно, можно оправдать вполне понятным стремлением некоторых менеджеров „Нафтогаза” подмять под себя как можно больше полномочий по управлению госимуществом. Но нельзя будет понять, если эта ошибка в создании Украиной НВИНК окажется поддержкой деятельности одной из иностранных вертикально-интегрированных компаний.