2011-03-29

Конго. Правительство приняло решение о снятии запрета на ведение добычи олова в провинциях Северное и Южное Киву и Маниема

В начале марта 2011 г. правительство ДР Конго приняло решение о снятии запрета на ведение добычи олова в провинциях Северное и Южное Киву и Маниема (являются ключевыми районами добычи металла в Центральной Африке), введенного в начале сентября 2010 г. Комментируя это событие, ITRI заявило, что продолжит оказывать поддержку правительству страны в его усилиях найти решение проблемы так называемых "конфликтных" полезных ископаемых; при этом отмечается, что министр горной промышленности Мартин Кабвелулу (Martin Kabwelulu) приступил к реализации программы отслеживания сырьевой продукции, которая будет соответствовать международным стандартам.

Однако возобновление добычи ставит много проблем перед оловянной промышленностью, особенно в отношении дальнейших возможностей для продолжения и/или расширения проекта iTSCi, направленного на контроль и надлежащие проверки производства в конфликтных областях. Все ведущие производители олова признают, что новые требования к их клиентам предъявляются в соответствии с законом США о "конфликтных" полезных ископаемых с целью выявления сырья из ДР Конго и соседних стран. Члены ITRI надеются согласовать протокол аудита по программе Conflict Free Smelter (CFS), развиваемый EICC и GeSI, который позволит широкое участие производителя. Закон США требует, чтобы компании устанавливали страну происхождения используемых полезных ископаемых, и если те поступили из ДРК или смежных стран, сообщить о действиях, предпринятых для прослеживания их движения от мест добычи и установления статуса материала. Проект протокола CFS полагает, что без заслуживающего доверия отслеживания и системы сертификации на местах невозможно определить происхождение полезных ископаемых, поступающих из региона, и ни один плавильщик, покупая то сырье, не сможет найти критерии для определения статуса "бесконфликтного". Однако такой системы еще нет; считается, что на внедрение проекта iTSCi потребуется два-три года.

Большую роль в создании проекта iTSCi сыграла компания Malaysia Smelting Corporation (MSC), и поскольку сейчас из всех продуцентов–членов ITRI только она еще покупает сырье в Центральной Африке, ее роль для продолжения программы и ее успеха чрезвычайно важна. Однако теперь вследствие требований CFS участие MSC в проекте сомнительно.

Компания является ключевым поставщиком олова на азиатский рынок и относится к требованиям клиентов очень серьезно. Однако до 1 апреля внедрить систему iTSCi на востоке ДРК, в провинции Катанга, в Руанде и в некоторых областях Бурунди и Уганды невозможно. Поэтому пока MSC часть сырья (около 15-20%) получает из Африки, соответствовать требованиям программы аудита CFS невозможно.

Маловероятно, что ITRI без поддержки MSC продолжит в регионе деятельность по проекту iTSCi, и запланированное расширение проекта в свободной от конфликта провинции Катанга, и продолжение деятельности в Руанде должно будет быть пересмотрено.

Предполагается, что полное выполнение проекта iTSCi может быть завершено к середине 2013 г., но для этого необходимо продолжать торговлю, в течение долгого времени повышая уровень контроля и гарантий качества. ITRI надеется, что все-таки будет найден путь, который удовлетворит все стороны и позволит поддерживать ДРК и другие страны региона в создании системы, удовлетворяющей требованиям международных рынков.

Если это будет невозможно, то много раз обсуждавшееся фактическое эмбарго, стимулируемое американским Dodd Frank Financial Reform Act, скоро станет действительностью. И положение сотен тысяч кустарных шахтеров в регионе, а также их прямых иждивенцев и всех, занятых в смежных отраслях местной экономики, существенно ухудшится.

ИАЦ «Минерал»