2005-01-21

Как рождаются грязевые вулканы. Пока все занимались политикой, ученые продолжали заниматься наукой и... сделали открытие

На каждом мало-мальски программном туристском мероприятии чиновники Министерства курортов и туризма обязательно говорят о том, что Крым должен развиваться как круглогодичный курорт (никто и не спорит) и немалую роль в этом может сыграть использование его бальнеологического потенциала - в частности минеральных вод и лечебных грязей. Наконец, от фразы "керченскими грязями заинтересовались немцы" министерство перешло к конкретике и направило на Керченский полуостров экспедицию, цель которой наукообразно сформулирована как "проведение геолого-разведывательных работ с комплексом гидрохимических, микробиологических, санитарно-бактериологических и экологических исследований и анализов". В работе с такими совершенно не произносимыми целями и задачами участвовали специалисты Сакской гидрогеологической станции, для которых грязь, особенно лечебная, - дело привычное.

По уши в грязи

Обычно лучше что-то увидеть собственными глазами, чем выслушивать бесконечные рассказы и описания. Забавно, но по отношению к сопочным вулканам (если вы вообще представляете себе такие штуки) это не совсем верно. Унылые пейзажи впечатляют своеобразной эстетикой, способствуют порче обуви и не способствуют неосмотрительным прогулкам. При малейшем намеке на осеннюю сырость на каждый ботинок прилипает приличный кусок грязи. А любителей острых ощущений может и затянуть куда-нибудь не туда - например, в ближайшую лужу, оказавшуюся озеровидным вулканчиком.

То ли дело, когда все это геологическое великолепие комментирует специалист. Впрочем, если ваш персональный эксперт будет изъясняться фразами в стиле: "Грязевой вулкан - это эруптивный аппарат газового вулканизма", - романтика сопок будет испорчена. Ежели ему не чужда нормальная лексика - вам повезло. Тогда серо-бурая пустошь превращается в "Булганакское сопочное поле", подозрительные лужи и кучи грязи - в озеровидные и конусовидные вулканы. Коих, кстати, насчитывается два и семь - восемь соответственно. Все они имеют свои названия: например, вулкан Вернадского. Но с названиями возникла большая путаница, поскольку вулканы все время передвигаются. И то, о чем писали источники середины позапрошлого или начала прошлого веков, несколько морально устарело. Зато в то время эти грязи достаточно широко использовались: еще в 1866 году доктор Ланд писал о лечебном воздействии грязей вулканического происхождения (пелитов). Они применялись в лечебницах Феодосии и Керчи по классическим для теплогрязелечения технологиям. К началу века нынешнего мы имеем только одно "раскрученное" грязевое месторождение - Сакское, а все остальное - по традиционному для сограждан принципу "поломавши, будем возрождать".

В утешение можно лишь совершенно однозначно сказать, что на Украине сопочные грязи имеются только на Керченском полуострове. Так что Булганакское месторождение - это эксклюзив.

А к такого рода вещам у нас тоже почему-то относятся очень "традиционно": в 1970-х годах благодаря деятельности Керченского керамзитового завода была уничтожена сопка Обручева. В 80-е в Булганакское сопочное поле планировалось выведение керченской канализации. В 90-х начато и не завершено строительство мусоросжигательного завода в одном километре от Булганака. А новый век ознаменовался паломничеством туристов, желающих поглядеть на грязевые вулканы, массовость (следовательно, интенсивность) антропогенного влияния которого в излишних комментариях не нуждается. Просто все затопчут и загадят.

Лирическое отступление к Гомеру

Оказалось, что гидрогеологи - люди широких взглядов. Так, руководивший экспедицией заместитель директора Сакской гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции Олег ГУЛОВ (кстати, почетный полярник) начал нашу беседу с отсылки к Гомеру. "Одиссея" - едва ли не первый литературный источник, в котором помимо странствий царя Итаки описываются грязевые вулканы. "В печальной оголенной местности" - в грязевых вулканах - поместил Гомер входы в подземное царство. Книга "Грязевые вулканы Керченско-Таманской области" со ссылкой на профессора С. А. Ковалевского дает заключение, что один из стихов "Одиссеи" рассказывает о посещении аргонавтами Керченского пролива и о плавании "Арго" вдоль "огнедышащих" грязевых вулканов. Правда, путь "Арго" проходил не по современному фарватеру пролива, а "по старому руслу Кубани и Таманскому заливу, по Ахтанизовскому лиману и Кубани, впадающей в Азовское море".

В визуализации образов Гомер дает фору любому Стивену Спилбергу, грязевые вулканы выглядят у него более чем устрашающе: "Здесь еще не пробежало ни одно человеческое судно, какое ни проходило, но морские волны и бушующее губительное пламя вместе уносят доски судов и трупы мужей. Только один проплыл тут мореходный корабль, всем известный "Арго", на возвратном пути".

Сейчас в районе грязевых вулканов никакого "губительного пламени" вы не обнаружите, одну только живительную грязь, из которой, кстати, уже производят прекрасную косметику. А в перспективе - использование в медицинских целях. А раз речь зашла о медицине, то грязи необходимо дать точные биохимические характеристики - тонкая работа, которую, по утверждению Олега Гулова, еще никто не делал.

Вот гидрогеологи и брали пробы воды и грязи с разных горизонтов Булганакского месторождения, а заодно (как водится, совершенно случайно) обнаружили совершенно новое явление. Можно сказать - сделали открытие.

Кто вспахал вулкан?

На первый взгляд, явление было абсолютно абсурдным - большое "вспаханное поле" прямо возле грязевых вулканов. Кому понадобилось пахать землю, на которой ничего не вырастет? Эллипс диаметром 40 на 80. Овальное поле с огромными комьями потрескавшейся земли, вокруг которого адекватная местности почва. По словам Олега Гулова, такое явление еще не было описано в научной литературе, да и "в натуре" исследователям не встречалось, во всяком случае крымским.

Впрочем, рабочая гипотеза уже существует. Так "рождается" новый вулкан. Рабочее совещание в Крымском отделении Украинского геологоразведывательного института "вспаханные эллипсы" интерпретируют как "особый вид тектонических подвижек и первую стадию формирования сопочного вулкана". Это интересно не только потому, что объясняет происхождение грязевых вулканов вообще, но и имеет отношение к землетрясениям. Так утверждают специалисты и считают, что явление нужно изучать - сейчас и немедленно.

Когда разорванная в клочья земля была обнаружена, кускам было не более 2-3 недель. Поле размывается дождями, а к лету оно может вообще исчезнуть. И организация всякой экспедиции, которая понятно во что упирается, тогда будет бессмысленной. Вот такое получается развитие науки и технологии.

Наша справка

На Керченском полуострове известно около 50 грязевулканических очагов, из которых в настоящее время постоянно функционирует 24, выделяя с различной интенсивностью сопочные илы и воды, горючие газы, брекчии.

Наибольший интерес по физико-химическим свойствам, достаточно спокойному и устойчивому характеру излива на поверхность, а также доступному географическому положению представляет Булганакское сопочное поле, состоящее из 8 автономных грязевых вулканов. Размер площади, на которой они расположены, оценивается по-разному. Олег Гулов называет цифру 4 - 4,5 кв. км.