2004-10-04

Как был организован разгром геодезической отрасли

Государственные геодезические (или картографические) службы есть во всех развитых странах мира. О важном значении этих служб для существования государств говорит тот факт, что они в большинстве своем входят в две первые десятки самых необходимых элементов структуры правительств (вместе с такими, как службы обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и др.). Поскольку геодезия и картография относятся к категории точных и очень конкретных наук и производств, функции которых мало изменяются со временем и не зависят от политического и экономического строя государств, нет необходимости существенно реформировать их даже во время государственных переворотов. Такие службы нужны государствам для решения целого ряда научно-технических, хозяйственных и оборонительных задач, связанных с определением местоположения различных объектов государственного хозяйствования.

Государственная геодезическая служба Украины возникла на основе той части кадровых, научно-технических, производственных и материальных ресурсов Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, которые находились в Украине после развала СССР. Первый шаг становления Государственной геодезической службы был вполне конструктивен — постановлением Кабинета министров Украины №306 от 1 ноября 1991 г. создали Главное управление геодезии, картографии и кадастра Украины. Но в сложных экономических условиях начала и середины 90-х годов созданное управление не смогло как следует развернуть свою деятельность. Непонимание в высших эшелонах власти роли и места геодезической службы привело к понижению ее статуса. 27 июня 2000 г. Главное управление геодезии, картографии и кадастра при Кабинете министров Украины ликвидировали и вместо него создали Департамент геодезии, картографии и кадастра в составе Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Это был существенный шаг на пути государственного обесценивания и разрушения того уникального национального достояния, которое было одной из лучших частей государственной координатной сети СССР. Заметим, что фактическая стоимость государственной координатной сети достигает десятков миллиардов гривен, и с течением времени она возрастает. А сегодня мы видим очень неутешительную картину. Только в нынешнем году государство было в состоянии выделить средства на реконструкцию сети первого класса точности. А когда дойдет очередь до низших классов, неизвестно. В то же время из-за небрежного отношения к сохранению и развитию государственной координатной сети страна ежегодно теряет не одну сотню миллионов гривен.

Это одна из причин, которая приводит к возникновению в государстве чрезвычайных, иногда трагических ситуаций. Именно небрежное отношение к проблемам геодезии, а значит, и к проблемам координатного обеспечения всех видов навигации, обусловило отправку самолета с украинской авиационной элитой на гибель в Иран. Ведь у экипажа не было совершенных навигационных карт основного и запасных маршрутов полета. Трагедия в Скнилове, пуск ракеты на Бровары — к этим и многим другим несчастьям и неприятностям привело прежде всего небрежное координатное обеспечение решения навигационных, военных и хозяйственных задач.

Казалось бы, после проведения нескольких таких «экспериментов» высоким государственным должностным лицам следовало бы опомниться и создать надлежащие условия для нормального функционирования Государственной геодезической службы. Но вопреки здравому смыслу последовательное разрушение Государственной геодезической службы продолжается.

Красноречивым доказательством непонимания значения и пренебрежения важностью решения геодезических проблем государства было назначение (с 2002 года) руководителем «Укргеодезкартографии» специалиста без профессионального образования. Здесь уместно напомнить, что в России на многих руководящих должностях Федеральной службы геодезии и картографии находятся именно выпускники украинской геодезической школы.

Следующий разрушительный удар был нанесен «Укргеодезкартографии» 17 февраля 2003 года, когда указом Президента ее решили подчинить Государственному комитету по земельным ресурсам Украины. Три месяца геодезисты всех рангов доказывали Президенту, что его указ идет не на пользу, а во вред развитию геодезии в Украине, поскольку в нем не учтена специфика и многогранность геодезических работ в Украине, а учитывается только сегодняшнее значительное увеличение геодезических работ землеустроительного характера. В конце концов Президент согласился оставить «Укргеодезкартографию» в подчинении Министерства экологии и природных ресурсов.

Но приверженцы всяческого государственного реформирования, ставшего уже хроническим, не успокоились. «Укргеодезкартографию» решили снова передать, на этот раз в состав Государственного комитета природных ресурсов. После принятия такого распоряжения исчезла должность председателя «Укргеодезкартографии».

С точки зрения логики и здравого смысла передача «Укргеодезкартографии» под управление Государственного комитета природных ресурсов выглядит не иначе как злонамеренное разрушительное действие.

Но разрушение службы на этом не закончилось. Руководство Госкомресурсов решило, что «Укргеодезкартография» им ни к чему. Постановлением №486 от 14 апреля 2004 г. Кабинет министров Украины ликвидировал Государственную службу геодезии, картографии и кадастра («Укргеодезкартографию»).

Сейчас в стране появилась необходимость в значительном увеличении объемов топографо-геодезических работ. Значительно растут объемы таких работ в связи с землеустройством (межевание земель, перераспределение земель, государственная регистрация земельных участков, создание карты почв и наблюдение за их состоянием, определение запасов плодородных почв).

Соответственно возникла потребность в увеличении количества специалистов топографо-геодезического профиля и повышения качества их подготовки. Принимая это во внимание, реформаторские действия Госкомприродоресурсов кажутся не только бессмысленными, но и пагубными.

Специалисты, подготовившие указы Президента, постановления и распоряжение Кабинета министров, которые привели к ликвидации «Укргеодезкартографии» и дезорганизации ее производственных подразделений, не имеют реального представления ни о масштабах и характере топографо-геодезических работ в государстве, ни о том, что их нужно выполнять не на «колхозном», а на европейском уровне.

Государственная геодезическая служба должна иметь общегосударственное, а не ведомственное подчинение. Только при таком статусе можно будет сохранить, усовершенствовать и поднять на высокий уровень наше национальное достояние — государственную геодезическую координатную сеть и на этой основе осуществлять комплекс геодезических работ, предусмотренный в «Государственной научно-технической программе развития топографо-геодезической деятельности и национального картографирования на 2003—2010 годы».

Не менее важным для безопасности и развития государства является укрепление Военно-топографической службы Вооруженных сил Украины. Можно уничтожать стратегические наступательные вооружения, уменьшать количество ракет и танков, сокращать численность всех видов войск и военные штабы, но ни при каких обстоятельствах нельзя губить Военно-топографическую службу. Она должна оставаться дееспособной даже в том случае, если бы пришлось ликвидировать все Министерство обороны. Ведь именно военная геодезическая служба может обеспечить наиболее совершенное картографирование всех экологически неблагополучных объектов и мест, связанных с военной деятельностью, обеспечить слежение за состоянием таких объектов, прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Чтобы обеспечить выполнение «Государственной научно-технической программы развития топографо-геодезической деятельности...», крайне необходимо, немедленно восстановить «Укргеодезкартографию» и передать ее в управление Кабинета министров Украины; создать дееспособные производственные геодезические подразделения геодезической службы во всех областных центрах и больших городах; создать по крайней мере три научных подразделения для решения проблем фундаментальной геодезии, прикладной геодезии, картографии и геоинформатики; улучшить подготовку специалистов геодезического профиля; назначить председателем Государственной службы геодезии специалиста-геодезиста.

Народная мудрость советует сначала семь раз отмерить и лишь тогда отрезать. Следовательно, прежде чем «реформировать», нужно хорошо подумать.