2004-08-24

И второй тайм мы уже отыграли…

Официальный Киев ликует. После пяти лет переговоров украинские и румынские дипломаты пришли к согласию по договору о режиме государственной границы между Украиной и Румынией — в минувший вторник документ был подписан президентами. В приливе чувств один из высокопоставленных украинских дипломатов даже назвал этот договор «произведением дипломатического искусства». Подписание же договора в Киеве нарекли «событием европейского масштаба». Между тем это всего лишь промежуточный этап в длительном споре Киева и Бухареста по размежеванию сухопутной и морской территории Украины и Румынии.

Любой договор означает компромисс, и Договор между Украиной и Румынией о режиме украинско-румынской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам не является исключением. Чтобы понять, насколько этот компромисс выгоден Украине, достаточно просто взять документ и сравнить записанные там положения с первоначальной позицией Киева.

С самого начала переговорного процесса, с января 1998 года, Киев добивался, чтобы в договоре была подтверждена линия государственной границы, существовавшая во времена Советского Союза (за исключением румыно-молдавского участка). Статья 1 документа (полным текстом которого располагает «ЗН») это фиксирует. Украина настаивала, чтобы точка 1439 была конечной точкой сухопутной границы и начальной для отсчета линии размежевания континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море.

В договоре даже оговорено, что линия государственной границы остается неизменной (если, конечно, Румыния и Украина не условятся об обратном). Более того, в статье 39 говорится, что разделы I и VII (где собственно и зафиксированы положения, что существующая линия границы неизменна) «будут автоматически продлеваться на новые пятилетние периоды и не подлежат денонсации».

Одним словом, в договоре зафиксированы все те принципиальные положения, которые Киев отстаивал на протяжении девятнадцати раундов переговоров. И ни одного, которые отстаивал последние пять лет Бухарест. А его требования (на разных этапах переговоров) были шокирующими, поскольку позиция румын формировалась с учетом того, чтобы заложить в договор принципы, которые позволяли бы в будущем изменить линию госграницы. Например, передача Украиной Румынии двух из пяти островов в дельте Дуная; подписание договора о режиме госграницы в обмен на передачу Румынии острова Змеиный; распространение на весь украинско-румынский участок Дуная (вплоть до Черного моря) принципа главного навигационного фарватера; отказ от фиксации конечной точки сухопутной границы…

Но при всем своем нынешнем великолепии документ вызывает двойственные чувства — удовлетворенности и одновременно настороженности. Причем доминирует именно настороженность. Ситуация напоминает известный анекдот: чувствую, что кидают, а где — понять не могу. Надо сказать, эти маниакальные настроения присутствуют не только у журналистов, им подвержена и некоторая часть украинского дипломатического корпуса. В конце концов, если уж в основу договора легла украинская позиция, то почему румынские дипломаты вовсе не чувствуют себя проигравшими, ведь от их первоначальных требований в договоре ничего не осталось?

Румынская пресса, называя договор чрезвычайно важным и позитивным документом для двусторонних отношений (с чем мы абсолютно согласны) и в процессе интеграции Румынии в евроатлантическое пространство, одновременно обращает внимание на его промежуточный характер: впереди переговоры по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон. Миролюбивость СМИ в отношении договора о режиме госграницы выглядит тем более странной, что еще некоторое время назад румынские журналисты в своих публикациях агрессивно отстаивали первоначальную позицию Бухареста и исходили желчью по поводу предложений Киева.

Версий, объясняющих происшедшие изменения в румынской позиции, несколько. Например, румынские дипломаты комментируют подписанный договор в контексте евроинтеграционной политики Бухареста. Так, румынский президент Ион Илиеску сказал на пресс-конференции, что «договор соответствует европейским стандартам и позволяет Румынии выполнить обязательства, взятые перед Европейским Союзом, об обеспечении безопасности восточной границы».

Тем не менее объяснить кардинальную смену позиции Бухареста за последние девять месяцев одним только фактором НАТО и ЕС очень трудно: до конца прошлого года европейские и евроатлантические желания Бухареста не мешали румынам жестко отстаивать свою позицию на переговорах с украинцами. Да и нет оснований утверждать, что НАТО оказывало какое-то серьезное давление на Румынию.

Вполне возможно, что Бухарест перенес акцент на документ (на нем мы остановимся ниже), имеющий для румын куда большее значение — соглашение по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон.

Не исключен и третий вариант — «подводные камни». В этой связи можно вспомнить некую записку, подготовленную СБУ недели три назад для украинского руководства. В этом документе, подписанном Владимиром Радченко, в жестких тонах была дана негативная оценка проекту договора о режиме госграницы, поскольку некоторые его статьи, касающиеся линии границы, приграничных вод и деятельности смешанной комиссии, не соответствуют национальным интересам Украины. Среди прочего там говорилось и о том, что в проекте договора были заложены юридические условия, по которым Румыния может начать дискуссию вокруг возможных вариантов уточнения прохождения госграницы. Также авторы документа утверждали, что, в случае возникновения спорных территориальных вопросов, существует высокая вероятность поиска компромисса на стороне Украины. (Заметим к слову, что несколько позже ведомство Владимира Радченко в силу неизвестных нам причин изменило свою точку зрения на проект договора.)

Что ж, если изложенное в подготовленной СБУ записке соответствует действительности, то мы являемся свидетелями блестяще разыгранной румынской дипломатией многоходовой комбинации по дезинформации Киева, следствием которого стало закладывание в договор о режиме государственной границы «подводных камней». В этом случае, документ не настолько безупречен, как об этом говорят украинские дипломаты.

Впрочем, апологеты договора напрочь отвергают все сомнения и утверждают, что документ полностью соответствует национальным интересам Украины. Как заметил один из украинских дипломатов, в договоре записано, что любое изменение линии государственной границы может произойти только при взаимном согласии сторон и ничто не сможет заставить Киев действовать себе во вред. К тому же, по словам главы украинской делегации, замгоссекретаря МИДа Александра Моцика, «если сам договор будет в будущем денонсирован, чего мы, конечно, не допускаем, то положение о линии госграницы будет действовать вечно, поскольку раздел первый не подлежит денонсации»…

После подписания договора о режиме госграниц в повестке дня остались два проблемных вопроса — делимитация континентального шельфа и исключительных экономических зон и связанная с ними проблема юридического статуса острова Змеиный. К этой теме украинские и румынские дипломаты вернутся уже в сентябре (очередному раунду переговоров будет предшествовать встреча экспертов, которая состоится в июле в Румынии).

Напомним, что в зависимости от того, каков будет статус Змеиного — остров или скала, — обусловливается и то, будет ли он обладать континентальным шельфом. Проблема усложняется тем, что в этом районе Черного моря геологи разведали богатые месторождения нефти и газа. Все это дает основания предположить, что переговоры по соглашению о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон будут невероятно трудными и могут затянуться на неопределенное время: слишком уж различно видение Киева и Бухареста на будущее размежевание континентального шельфа. Об этом, кстати, уже сегодня открыто заявляют румынские дипломаты.

Так, министр иностранных дел Румынии Мирча Джеоане отметил, что по проблеме морской делимитации позиции Киева и Бухареста далеки от приемлемого компромисса. В связи с предстоящими переговорами также имеет смысл напомнить прошлогоднее заявление Кристиана Дяконеску: в любом случае и при любых вариантах Румыния не согласится на то, чтобы остров с территорией в 17 га доминировал над берегом в 300 км.

Следуя традиции, Леонид Кучма и Ион Илиеску в Черновцах договорились решить проблему делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море в будущем году. «Мы на себя взяли обязательства до завершения наших каденций, а они завершаются приблизительно в одно время, чтобы эта проблема была решена», — сказал Леонид Кучма на пресс-конференции после подписания договора о режиме госграницы.

Однако маловероятно, чтобы при существующих разногласиях (если, конечно, не будет устроена такая же гонка, как и при подготовке договора о режиме госграницы) дипломаты уложатся в срок. Впрочем, есть все основания полагать, что румынская дипломатия сделала ставку на Международный суд в Гааге, куда Киев и Бухарест могут обратиться, если переговоры зайдут в тупик. Именно об этом свидетельствует красноречивый комментарий румынской газеты Curierul national.