2007-02-14

Хватательный рефлекс

После реорганизации Госкомзема и его переподчинения Минприроды Президент утратил контроль над земельной политикой

Новый “филиал”

На фоне политического противостояния Кабинета министров и Секретариата Президента постановление правительства №96 от 31.01.07 г. осталось практически незамеченным. Согласно документу, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам — главный координатор земельного рынка — реорганизуется в Государственное агентство земельных ресурсов. Деятельность Госагентства, что примечательно, будет направлять и координировать Кабмин через министра охраны окружающей природной среды Василия Джарты. Таким образом, правительство Виктора Януковича закрепило за собой рычаг прямого контроля за распределением земельных ресурсов. В Госкомземе такой шаг объясняют давним сотрудничеством с Минприроды и даже говорят о том, что все законодательные предложения подаются в Верховную Раду через профильного министра. Тем не менее на протяжении последних лет Комитет проводил собственную политику.

Слухи о возможной реорганизации и переходе Комитета под крыло министерства ходили с августа 2006 г. Именно тогда один из первых руководителей Госкомзема в приватной беседе рассказал журналисту БИЗНЕСа о грядущих переменах и назначениях угодных пропремьерским силам людей. И если во время переговоров о создании широкой парламентской коалиции возможностей и политической воли правительству не хватило, то сейчас ситуация для передела сфер влияния в самом “спекулятивном” секторе оказалась вполне подходящей. Поспособствовало и вступление в силу Закона о Кабмине, который значительно урезает президентские полномочия.

Согласно Положению, действовавшему до появления постановления Кабмина о реорганизации Госкомзема, его деятельность координировалась и направлялась правительством. При этом право назначать и увольнять председателя ведомства относилось к прерогативам Президента. Теперь глава государства его утратил, но речь идет не о новом Положении о Госкомземе, а о принятом Законе “О Кабинете министров Украины”, в соответствии с которым (ст.23 раздела V) Кабмин по представлению премьера назначает и увольняет руководителей центральных органов исполнительной власти.

Широкие полномочия

Согласно старому Положению о Государственном комитете по земельным ресурсам, ведомство готовило предложения по государственной политике в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинга земель. Также на него были возложены функции по координации проведения земельной реформы и госконтролю за использованием и охраной земель. В компетенции Госкомзема была и организация землеустроительных работ, в том числе на уровне региональных подразделений (кстати, эту функцию Комитет в свое время почти монополизировал).

Специалисты считают, что для более эффективной работы часть полномочий у нового Госагентства нужно забрать. Ведомство определяет границы земельных участков, проводя землеустроительные работы, лицензирует, регистрирует права на эти же участки, ведет государственный контроль за использованием, охраной земель и соблюдением законодательства... самим же ведомством! По мнению БИЗНЕСа, лучшей монополии и придумать невозможно. Но будут ли несовместимые функции распределены по другим министерствам и службам — пока неизвестно.

По словам заместителя министра охраны окружающей природной среды Дмитрия Вороны, в настоящее время изучается возможность передачи принадлежавшей Госкомзему функции по регистрации прав на недвижимость. В то же время, по мнению Павла Кулинича, старшего научного сотрудника Института государства и права НАН Украины, регистрацией прав на недвижимость должен заниматься Минюст. Это же касается и ведения Государственного земельного кадастра (ГЗК), борьба за который продолжается больше года. Еще в мае 2006 г. правительство приняло постановление, которым целостный имущественный комплекс ГЗК передавался в распоряжение Минюста, но полемика не окончилась. В ноябре минувшего года был зарегистрирован законопроект о государственной регистрации, согласно которому Минюст должен осуществлять государственную регистрацию прав, в том числе на землю. Судя по всему, это позиция антикризисной коалиции, поэтому удержать “реестр” Госагентству вряд ли удастся. Вместе с тем мы не исключаем, что не последнюю роль в борьбе за кадастр сыграли деньги Всемирного банка — $195 млн. Именно на эту сумму в 2003 г. было подписано соглашение между ВБ и Госкомземом — на предоставление кредита для развития системы кадастра в Украине. Напомним, после обвинения Госкомзема в нецелевом использовании этих средств ВБ “заморозил” финансирование.

Еще одна функция Госкомзема — контроль за использованием сельхозземель — должна, по мнению экспертов, перейти к МинАП, поскольку касается охраны грунтов. Впрочем, не стоит забывать о личных амбициях влиятельного “антикризисного” министра Василия Джарты, который вряд ли захочет делиться полномочиями Госагентства.

Контрольный выстрел

Изменения в одном из самых консервативных органов центральной исполнительной власти, несомненно, могли бы сделать земельную политику в Украине более эффективной. Но слишком уж странным выглядит временное совпадение реорганизации Госкомзема со вступлением в силу Закона о Кабмине. Похоже, это понимает нынешний глава Госкомзема Николай Сидоренко, который, по информации БИЗНЕСа, уже “сидит на чемоданах”. В новом околоземельном раскладе весьма интересной выглядит фигура самого Василия Джарты. Напомним: г-н Джарты является соратником Виктора Януковича и Рината Ахметова. По результатам деятельности Василия Георгиевича в должности первого заместителя председателя Донецкой облгосадминистрации (с октября 2002 г. по февраль 2005 г.) были возбуждены три уголовных дела по факту несанкционированного расходования бюджетных средств.

Не исключено, что место председателя Госагентства земельных ресурсов займет нынешний первый зампред Комитета Николай Калюжный, который назначен главой комиссии по проведению реорганизации Госкомзема. Но как бы там ни было, в любом случае это будет человек Виктора Януковича.

Источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным, сообщил БИЗНЕСу, что в течение ближайших месяцев реорганизация по такому же сценарию ожидает еще ряд госкомитетов. Если Закон о Кабмине не будет признан неконституционным, премьер получит карт-бланш и органы центральной исполнительной власти займут “донецкие”. В свете этого можно предположить, что полномочия госкомитетов, подпадающих под реорганизацию, могут быть только расширены.

Предпринимателям реорганизация Госкомзема может оказаться полезной. Но случится это лишь в том случае, если будет упразднена монополия и часть смежных функций уйдет в другие министерства. Так, вопросы изменения целевого назначения земельного участка решались должностными лицами почти единолично, без должного контроля, на основании сомнительных исследований о состоянии грунтов. В случае передачи этой функции не связанной с Комитетом службе процедура значительно упростится. Еще одна проблема — закрытость информации земельного кадастра. Когда предприниматель обращается в районный или городской отдел земельных ресурсов, чтобы узнать, свободен ли приглянувшийся участок, ему, вопреки положению о ГЗК, в ответе отказывают. По мнению специалистов, если лишить Госкомзем этой функции, проблема отпадет, и бизнес перестанет зависеть от чиновников при выборе свободных земельных участков.

И все же, пока это теория. Положения о новом Госагентстве еще нет. А значит нельзя полностью исключать вероятность того, что реорганизация Госкомзема будет заключаться только в смене политических ориентиров и названия ведомства. В таком случае ее можно будет считать элементом конституционной реформы и не ждать положительных сдвигов в развитии земельных отношений.

Немного настораживает “молчание” Президента. Он то ли еще не понял, что его лишают контроля над государственной земельной политикой, то ли смирился с новым форматом полномочий. Окончательно точки над “і” может поставить Конституционный Суд, который в скором времени должен решить судьбу Закона “О Кабинете министров Украины”, а значит, и судьбу Госкомзема.

О последствиях реорганизации Госкомзема

Андрей Кошиль,
президент ассоциации “Земельный союз Украины”:

— Говорить о последствиях реорганизации Госкомзема пока сложно, потому что нет положения об Агентстве, его функции, структура и задачи неизвестны. В нынешнем виде Комитет не справляется со своими обязанностями. Подтверждение этому — продление моратория из-за того, что не были приняты соответствующие законодательные акты, которые должны были урегулировать земельные отношения. В этом есть немалая вина Госкомзема. Так, не приняты законы о земельном кадастре, о рынке земель, об ипотеке. Не исключено, что планируется кардинальное изменение структуры Госкомзема, потому что система не работала.

Михаил Полянчич,
народный депутат Украины (фракция НУ), заместитель председателя Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений:

— Реорганизация Госкомзема мне непонятна: земельная реформа не завершена, а центральный орган превращают в какое-то непонятное агентство. Как заместитель председателя Комитета категорически против. К тому же непонятной была процедура реорганизации Госкомзема — постановлением правительства, без прохождения через Верховную Раду. Более того, я убежден, что это политическое решение. Оно никак не улучшит положение дел в отрасли, а, возможно, напротив — осложнит решение ряда процедурных вопросов.