2007-03-29

Храбрый геолог лорд Браун бьет челом Путину

Подобно своему предшественнику Уильяму Ноксу д'Арси (William Knox d'Arcy), неоднократно ездившему на поклон ко двору персидского шаха, генеральный директор BP лорд Браун Мэдингли (Browne of Madingley) вчера (статья была опубликована в субботу, 24 марта - прим. перев.) удостоился аудиенции у российского президента Путина.

В свое время Нокс д'Арси заручился согласием шаха на концессию по разведке нефти в Персии, на основе которой выросла Англо-Персидская нефтяная компания, впоследствии переродившаяся в ВР. После революции в Иране доля персидской нефти в балансе ВР была крайне невелика, а недавно лорд Браун заявил, что в Иране ВР не будет заниматься никакой деятельностью, что и понятно - слишком велика угроза рассердить американцев.

Однако Россия - дело иное. В стране, занимающей одно из первых мест в мире по потенциальным объемам добычи нефти и газа и все еще (с некоторой натяжкой) терпимо относящейся к присутствию иностранных инвесторов у ВР самое лучшее положение из всех западных нефтяных корпораций. Имея в своем активе половинную долю в совместном предприятии 'ТНК-ВР', российской компании с российскими директорами и значительным портфелем как работающих объектов, так и нетронутых запасов, ВР солидно обосновалась в Западной Сибири.

Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что представлять своего преемника Тони Хейуорда (Tony Hayward) лорд Браун идет к президенту Путину: без 'ТНК' BP будет трудно компенсировать выработку запасов. Если не считать 'ТНК-ВР', то в последние три года ВР не компенсировала объемов добычи объемами новых запасов нефти и газа: если в 2004 году показатель замещения составил 78 процентов, то в последующие годы он только снижался. По данным американского регулятора фондового рынка, Комиссии по ценным бумагам и биржам, за 2005 год ВР компенсировала 68 процентов добытого, а в прошлом году - всего 34 процента. Фактически проект 'ТНК-ВР' спас компанию: с ней портфель доказанных запасов ВР сразу пополнился миллиардом баррелей, и итоговый показатель замещения с учетом запасов российской компании сразу же вырос до 113 процентов.

Таким образом, для ВР жизненно важно продолжение работы этого актива. Несмотря даже на то, что прибыли от российской нефти компания получает немного - высокие налоги, дешевые сорта, большие транспортные расходы, - продолжение работы 'ТНК-ВР' - это продолжение сотрудничества с Кремлем и тесные отношения с коммерческими структурами российского государства - 'Газпромом' и 'Роснефтью' (последняя - партнер ВР по проекту на Сахалине). Естественно, ни о какой конкуренции между ВР и государственной компанией за какие-либо активы - например, за принадлежащие "ЮКОСу" акции 'Роснефти' - не может идти и речи, если сделка не одобрена Кремлем.

Самый крупный бриллиант в российской короне 'ТНК-ВР' - Ковыктинское месторождение газа в Восточной Сибири, пока неспособен приносить прибыли, поскольку не построен газопровод в Китай. Трубу невозможно проложить без сотрудничества с 'Газпромом', но 'Газпром' за это хочет большую часть самого месторождения, причем государство явно настроено 'стрелять на поражение': лицензию на освоение Ковыктинского месторождения у 'ТНК-ВР' могут и конфисковать, если она - даже несмотря на отсутствие рынка - не будет добывать достаточно газа.

Есть и кое-какие признаки того, что либо 'Газпром', либо даже 'Роснефть' заинтересованы в выкупе акций, принадлежащих российским партнерам ВР и совладельцам 'ТНК-ВР' - Михаилу Фридману, Леонарду Блаватнику и Виктору Вексельбергу. Это плохой признак, поскольку в этом случае тонкий баланс сил в компании будет нарушен: вместо группы инвесторов, преследующих чисто коммерческие цели, в нее придет политическая организация с совершенно иными интересами.

ВР, конечно, хотелось бы открыть двери в Россию только с помощью своих нефтедобывающих технологий. Но для того, чтобы получать от них дивиденды, нужно знать и другие технологии - политические.

Великая распродажа "ЮКОСа"

Компания "ЮКОС" официально объявлена банкротом в 2006 году

Лот N1: пакет акций 'Роснефти' (9,44 процента) плюс векселя, выпущенные 'Юганскнефтегазом'. Торги состоятся 27 марта. Стартовая цена - 7,3 миллиарда долларов

Лот N2: пакет акций 'Газпром нефти' (20 процентов) плюс другие активы в количестве 21 штука, в том числе компания 'Арктикгаз'. Торги состоятся 4 апреля. Стартовая цена - 5,54 миллиарда долларов

Лот N3: ряд небольших активов (список будет уточняться). Продажа состоится в три приема 17-19 апреля. Предположительно на продажу будут выставлены основные добывающие компании "ЮКОСа" - 'Томскнефть' и 'Самаранефтегаз' (совокупный объем добычи - около 400 тысяч тонн нефти в год), - а также 5 нефтеперерабатывающих заводов (три невдалеке от города Самары на реке Волга, один в Западной Сибири в городе Ачинске, и 'Ангарская нефтехимическая компания' в Восточной Сибири.

Карл Мортишед (Carl Mortished), "The Times", Великобритания