2007-03-20

Госдума и МИД РФ всерьез занялись недрами Каспия

Заместитель председателя Госдумы Владимир Пехтин считает, что Каспий и прилегающие к нему территории уже стали стратегически важным углеводородным регионом. "Каспий и околокаспийскую область уже необходимо рассматривать как стратегический углеводородный регион, поскольку нефтяные и газовые ресурсы его бассейна могут оказать существенное влияние на расстановку сил на мировом энергетическом рынке", - заявил он.

Пехтин отметил, что добываемая в регионе нефть способна в определенной мере "ослабить зависимость мировой экономики от ближневосточной нефти". Кроме того, констатировал зампредседателя Госдумы, большое значение энергоресурсы Каспия будут иметь для "стремительно растущих потребностей в углеводородном сырье Китая и других бурно развивающихся государств Азиатско-тихоокеанского региона".

В связи с этим Пехтин подчеркнул, что проблема правового обеспечения энергетической и экологической безопасности стран СНГ Каспийского региона "имеют большое значение в развитии экономического потенциала всех участников этого процесса". Он констатировал, что соглашения по Каспию, подписанные между Россией и Азербайджаном, а также с Казахстаном, "позволили достичь определенного компромисса в части правового оформления разграничения энергоресурсов региона".

В то же время посол по особым поручениям МИД РФ Александр Головин уточнил, что к вопросам, связанным с использованием ресурсов Каспийского моря, нельзя подходить с общими мерками, для него "необходимо особое регулирование". По его словам, появилась потребность в разработке нового документа, способного всесторонне урегулировать правовой статус Каспия.

"Прикаспийские страны договорились об учреждении переговорного механизма, который уже несколько лет ведет работу по подготовке новой конвенции о правовом статусе Каспийского моря, но она продвигается непросто", - признал он. Вместе с тем, подчеркнул Головин, без новой конвенции "на длительную перспективу" не обойтись. Он полагает, что именно нерешенность правовых вопросов приводит к тому, что на стыках зон недропользования, на которые претендуют несколько государств, "работы по нефтегазоносным структурам начаться не могут".

Меж тем Головин считает, что для заключения соглашений о разграничении дна в целях недропользования нет нужды дожидаться выработки конвенции о правовом статусе Каспия. "Разграничение дна - это вопрос, который по своей природе не требует решений в пятистороннем формате", - пояснил он. В целом, констатировал он, "в основе принципиального подхода российской стороны к вопросам урегулирования статуса Каспийского моря лежит признание того, что чем большая его часть останется в общем пользовании прикаспийских государств, тем лучше".