2007-03-28

Геологический субстрат столицы <br><i>В Москву приходят землетрясения из Скандинавии, Крыма и Средней Азии</i>

Исследования последних десятилетий заставляют все чаще вспоминать о так называемой техногенной наведенной сейсмичности. Особое внимание привлекают те участки платформенных областей, в пределах которых располагаются индустриальные центры, крупные города. В нашей стране – это в первую очередь крупнейший Московский мегаполис.

Современные научные представления допускают, что в пределах Московского региона, как и в прошлые исторические эпохи, происходят движения земной коры. Об этом свидетельствуют гидрогеохимические аномалии и повышенная концентрация газа гелия, поднимающегося из глубин Земли по тектоническим разломам и ослабленным зонам в земной коре. Однако движение блоков происходит весьма медленно и плавно, что, по мнению большинства ведущих сейсмологов, практически исключает для Москвы и региона в целом угрозу катастрофических сейсмических проявлений, сопровождаемых разрушениями и гибелью людей.

Однако реальная сейсмическая обстановка и уровень сейсмического риска в пределах территории больших городов, в том числе и территории Москвы, определяются двумя основными группами факторов. Во-первых, факторами, связанными с сейсмическими воздействиями местных и удаленных землетрясений, а также сейсмических микроколебаний естественного происхождения; во-вторых, факторами, объединяющими рельеф поверхности, плотность застройки, долю в ней высоких и высотных зданий, глубину заложения фундаментов, наличие развитой транспортной сети и степень освоения подземного пространства.

Московский регион расположен в той части древней Восточно-Европейской платформы, в пределах которой кристаллический фундамент находится на глубине 1,5–2,5 км и перекрыт так называемым платформенным чехлом осадочных пород. Современная активность древних разломов фундамента не доказана, как не доказано и проникновение этих разломов вверх близко к поверхности. С неоднородностью осадочного чехла и некоторыми тектоническими структурами могут быть связаны проявления опасных для строительства поверхностных геологических процессов – карстовых пустот, оползней и др. Но с ними не могут быть связаны землетрясения. Это обстоятельство практически опровергает миф о возможности катастрофических землетрясений в Московском регионе.

Ведущие сейсмологи страны единодушны в том, что в Москве не было собственных (местных) землетрясений, опасных для инженерных сооружений. Наиболее сильные сейсмические колебания здесь связаны с удаленными Карпатскими землетрясениями, например, с землетрясениями 1445, 1802, 1977, 1986, 1990 годов. Приходят в Москву землетрясения и из Скандинавии, Крыма и Средней Азии.

На основании летописных данных, исследований проводившихся ранее и проводимых сейчас в Москве сейсмических наблюдений можно сделать вывод о том, что «предсказанные» местные землетрясения интенсивностью более 5 или даже 6 баллов не случаются (и скорее всего не произойдут!), как не случались за все время существования города.

Изучение геологического субстрата Москвы, хотя и фрагментарно, ведется достаточно активно. Так, центром «Геориск» Российской академии естественных наук была проведена экспертная оценка роли экзогенных геологических (инженерно-геологических) процессов в образовании актуального и потенциального ущерба. В результате оказалось, что именно инженерно-геологические факторы играют существенную роль при определении эксплуатационной надежности зданий и сооружений. На долю конструкционных и производственных отказов оснований и фундаментов по вине проектировщиков и строителей приходится приблизительно 33% всех случаев. Отрицательные воздействия, к которым следует относить как сейсмические, природные и техногенные факторы, так и негативные проявления экзогенных геологических процессов, являются причиной почти четвертой части всех отказов оснований и фундаментов зданий и сооружений.

В заключение можно отметить, что непосредственное влияние погребенных древних разломов на состояние городской инфраструктуры, включая здания и сооружения различного типа, в настоящее время не отмечается. Это практически снимает вопрос о сейсмической опасности для территории Московского мегаполиса. Вместе с тем расширение московской инфраструктуры «вверх» и «вниз» с увеличением нагрузки на геологическую среду делает необходимым дальнейшее изучение разломной тектоники и других геологических факторов, которое должно сопровождаться комплексным многоцелевым мониторингом геологической среды и общего состояния инфраструктуры Московского мегаполиса.

Об авторе: Александр Дмитриевич Жигалин - кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геоэкологии РАН;

Григорий Львович Кофф - доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН.