2005-02-16

Геологи вернулись в Черное море

Полезные ископаемые Черного и Азовского морей всегда были одними из важнейших объектов исследований геологов. Наиболее интенсивно исследования шли в середине 70–80 гг. прошлого века, когда этому способствовал общий промышленный подъем в Причерноморье и связанные с этим растущие потребности в минеральном сырье. Однако в середине 90-х, в связи с прекращением финансирования, морские исследования в Украине были практически свернуты. В прошлом году, впервые за последнее десятилетие, НАН Украины получила средства на их возобновление. На первом этапе геологи уделили особое внимание энергоресурсам.

Чем богаты
Наибольший интерес среди полезных ископаемых Черного моря представляют нефтяные и газовые месторождения. Потенциально нефте- и газоносная его акватория, где широко развиты грязевые вулканы и газовые факелы и вполне возможны залежи газогидратов метана. На шельфе Черного и Азовского морей выявлены запасы строительных песков, с которыми тесно связаны рассыпные месторождения ильменита, рутила, циркона, магнетита, россыпи тонкого дисперсного золота, а также выявлены железомарганцевые конкреции и железные руды. В глубоководной части Черного моря большой интерес представляет минерализация сульфидов, сапропелей и газогидратов.

На рубеже 90-х прошлого века в Украине была предпринята попытка комплексно подойти к освоению богатств Черного моря на базе накопленного опыта и современных технологий. Принятой в то время «Национальной программой исследований и использования ресурсов Азово-Черноморского бассейна и других районов Мирового океана на период до 2000 года» деятельность по освоению подводных месторождений минерального сырья была отнесена к государственным приоритетам.

В прошлом году, впервые за многие годы, Кабмин выделил НАН Украины около 500 тыс. грн. в рамках программы «Минеральные ресурсы Украины». Этих денег хватило на 12-дневный рейс по Черному морю на научно-исследовательском судне (НИС) «Профессор Водяницкий». При этом украинские ученые большое внимание уделили мониторингу обнаруженных ранее газовых факелов и исследованию зон гидратообразования. Как сообщил «ДС» главный морской геолог Украины академик НАНУ Евгений Шнюков, все крупные факелы сохранили локализацию и интенсивность, что повышает шансы на перспективность добычи здесь нефти и газа. Еще один верный признак наличия углеводородов — газовые грязевые вулканы. Их уже обнаружено около 50, а ученые полагают, что реально таких вулканов еще больше. По словам г-на Шнюкова, выбросы некоторых грязевых вулканов напоминают известные каспийские, где впоследствии были основаны мощные нефтяные промыслы. Еще одна особенность черноморского дна — наличие шапок газогидратов метана, которых найдено около 20.

Например, уже сейчас есть смысл говорить о дальнейшем изучении большого района гидратообразования на глубине около 2 км от поверхности моря в 40 км к югу от Ялты и Феодосии — во впадине Сорокино. В ходе экспедиции этого года украинским геологам впервые удалось поднять на борт судна образец газогидратов метана и досконально изучить химический состав.

Газогидратный бум
Активно муссируемая учеными и бизнесменами всего мира тема дефицита энергетического сырья стимулирует интерес ко всем потенциальным источникам энергии. В последние годы особое внимание уделяется изучению газогидратов метана, которые представляют собой ледяные шапки на дне моря, содержащие метан, окись углерода и незначительные примеси этана и гелия. Как правило, под ними находится немалые запасы подгидратного газа. Предполагается, что именно эти богатства помогут решить многие энергетические проблемы стран Причерноморья. Специфических черноморских трудностей в этом нет. Все будет упираться в поиск газогидратных и подгидратных газов геофизическими и, в первую очередь, сейсмическими методами, бурение скважин и извлечение газа изо льда. Это вполне возможно, если использовать в качестве ингибиторов химические вещества — горячий пар или воду. Вероятно, на отработку соответствующих технологий уйдет первая треть XXI века.

По данным объединения «Южморгеология», на дне Черного моря в корках толщиной до 400 м содержится до 25 триллионов кубометров газогидратов. Под ними находится немалый слой подгидратного газа. Украинские ученые считают, что, при всей спорности морских границ, на долю Украины могло бы прийтись около 7–10 трлн куб. м этих запасов. Но если наша страна не будет обладать собственными технологиями извлечения газогидратов и добычи подгидратного газа, то свои месторождения придется сдавать в концессию. В 1992–1993 гг. ученые инициировали принятие Кабмином программы «Газогидрат Украины», реализация которой предполагалась за счет средств иностранных инвесторов. Однако, несмотря на готовность одной из итальянских фирм финансировать проект, по каким-то причинам он не был реализован.

Бездействие украинцев подогревает интерес конкурентов. В последние годы на нашем северо-западном шельфе были замечены французы и румыны. Пока Украина не вела морских исследований, с начала века в зоне экономических интересов страны интенсивно работали экспедиции ученых Евросоюза. Сейчас в Черном море работает НИС «Посейдон» с западными учеными. По словам Евгения Шнюкова, учитывая форсирование исследований различными странами, в том числе Россией, Украине необходимо поспешить с созданием серьезного консорциума для научных исследований и поисков технологий добычи газогидратов. Должна быть создана государственная комплексная программа с привлечением всех организаций, обеспечивающих проект, включая геологов, буровиков, транспортников и энергетиков. Ученые утверждают, что при хорошо поставленной работе исследования 90-х, проведенные множеством украинских предприятий и организаций в условиях морских полигонов, способны принести должный эффект.