2004-08-24

Феномен лечебных источников Схидница все еще ждет признания, хотя ее минеральные воды уникальны

Природным источникам лечебной «Нафтуси» характерно особое сочетание растворенных органических веществ и микроэлементов, встречающееся только в Схидницко-Трускавецком районе Карпат. Глубокое изучение геологического строения недр этого региона позволяет утверждать: «Нафтуся» формируется на глубине около ста метров. Поверхностные дождевые воды проникают в эти глубины и вымывают из окружающих пород, преимущественно менилитовых сланцев, органические вещества и насыщаются сероводородом. Здесь они смешиваются с богатыми микроэлементами глубинными водами Раточинского разлома. Сочетание в определенных пропорциях органических веществ и микроэлементов обусловливает феномен лечебной минеральной воды «Нафтуся». Геологи НАН Украины описали более 500 источников минеральных вод Карпат. «Нафтуся» признана лучшей.

...Схидница просыпается рано. В любое время года по тропинкам-дорожкам спешат к источникам люди, чтобы испить лечебной «Нафтуси». Эта водица поможет избавиться от заболеваний почек, печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей, нарушений обмена веществ, хронических панкреатитов, анемии, болезней желудочно-кишечного тракта, вывести из организма радионуклиды (что особо актуально для жителей Чернобыльской зоны), очистить организм от шлаков. Лечебное действие этой минеральной воды значительно превосходит влияние многих медикаментозных средств и сохраняется даже при разбавлении воды в 200—250 раз!

Уникальной Схидницу можно назвать еще и потому, что на одной сравнительно небольшой территории сосредоточены разные виды лечебных вод: слабоминерализованные типа «Нафтуси» с растворенными органическими веществами в количестве 10—30 мг/л; слабоминерализованные железистые воды с содержанием железа от 20 до 70 мг/л; уникальные щелочные (содовые) минеральные воды типа «Боржоми», подобных, за исключением полянской группы, нет ни на одном курорте Украины. Есть в Схиднице еще один тип минеральных вод — хлоридно-натриевые с повышенным содержанием брома (минерализация 35—100 мг/л), которые могут использоваться как внутренне, так и наружно при функциональных расстройствах нервной системы и заболеваниях кожи, но они еще ждут своего изучения. Кроме того, у подножия одной из гор, где смереки заслоняют заросшую ольхой и ивняком трясину, найдены большие залежи лечебной грязи, к выводу о целесообразности медицинского применения которой пришли ученые курорта Мацеста из Грузии еще в 1976 году... А сколько здесь еще неоткрытого и неразведанного! Эксплуатационные запасы минеральных вод типа «Нафтуся» на курорте Схидница, утвержденные еще в 1975 году, составляют 64,6 кубометра в сутки! Это в полтора раза превышает запасы аналогичных вод курорта Трускавец.

А какая здесь красота, какая природа! Кстати, Схидница имеет статус и курорта, и горного населенного пункта, что вообще редкостно для Украины. Расположен поселок в живописной долине, окруженной горными кряжами Карпат, на высоте 600 метров над уровнем моря. Вершины гор достигают тысячи метров. Здесь свой особый микроклимат, настоянный на хвое смерековых и сосновых боров, ароматах множества лекарственных растений. Зима мягкая, с оттепелями. Лето теплое, солнечные дни чередуются, как обычно в Карпатах, с пасмурными и дождливыми. Воздух этой горной местности насыщен легкими эфирными смолами, разреженный, с несколько пониженным содержанием кислорода, что влияет на частоту и глубину дыхания, стимулирует кроветворные процессы.


Емельян Стоцкий — первооткрыватель схидницких вод


Первую славу Схиднице принесла нефть, промышленная добыча которой началась в 1872 году. Но главное ее признание — схидницкие минеральные воды, за право на применение которых с лечебной целью долго (почти тридцать лет) и неутомимо боролся их первооткрыватель Емельян Александрович Стоцкий. Он был не только первым, но и долго единственным, кто верил в схидницкую «Нафтусю».

— Представляете, насколько сильной в человеке должна быть вера, убежденность в правоте того, что ты делаешь с утра до ночи, — рассказывает дочь Е.Стоцкого, журналистка Анна Стоцкая, продолжающая сегодня дело отца, чтобы Схидница наконец начала должным образом развиваться. — Собственно, таким неутомимым человеком он был всегда. В самые трудные послевоенные годы возглавил разрушенный газолиновый завод в Схиднице, наладил его работу и даже вывел в передовые. А дальше, поскольку не был членом КПСС, начали его «катить» по нисходящей, хотя имел два высших образования — техническое (нефтяное) и гуманитарное (получил степень магистра по окончании гуманитарного факультета Львовского университета). Не знаю, возможно, здесь сыграло роль его происхождение, поскольку родился в семье священника в Золочивском районе на Львовщине. Когда началась Вторая мировая, наша семья жила в Ряшеве (теперь это польский город Жешув), отец преподавал в гимназии. Убегая от немцев, выбрал почему-то Схидницу. Когда занялся поисковой работой, его начали называть чудаком: «Быть такого не может, чтобы здесь была «Нафтуся!». А он говорил: «Может! «Нафтуся» в Схиднице есть!» И каждый день брал утром свой скромный бутерброд, портфель, в котором всегда было множество банок-склянок, палочку — и шел в горы.

Бывший учитель химии, директор схидницкой средней школы № 2 Михаил Гамула вспоминает, как весной 1956 года Емельян Стоцкий рассказал ему, что в лесу, неподалеку от въезда в Схидницу, он обнаружил источник воды с запахом сероводорода. Может, это «Нафтуся»? Местные жители рассказали, что пьют эту водичку и лучше себя чувствуют, особенно те, у кого больные почки или печень. Учитель тогда ничем не мог помочь Стоцкому, поскольку не имел реактивов. Поэтому первые анализы Емельяну Александровичу сделали в лаборатории Бориславского нефтегазового управления. Исследования подтвердили: да, это аналог трускавецкой «Нафтуси». Тогда Стоцкий расчистил источник и повез из него воду в Трускавецкую центральную лабораторию, подведомственную Одесскому научно-исследовательскому институту курортологии и физиотерапии, чтобы там сделали свои выводы. Проходили годы, но институтское руководство не торопилось направлять своих специалистов в Схидницу. Куда только не слал письма и телеграммы Емельян Александрович со своей мизерной 53-рублевой пенсии...

И вот, наконец, в 1965 году в Схидницу приехали двое специалистов-аналитиков из Одесского НИИ, которые почему-то взяли пробы воды не из природного источника, а из ручейка с нефтяными стоками. Результаты анализа можно было предвидеть... Сообщалось, что вода из источника № 1 получила отрицательную характеристику, поэтому ее клинические испытания категорически запрещены. Было указано, что изучение новых скважин на курорте Трускавец позволило увеличить количество этой лечебной воды и ликвидировать дефицит «Нафтуси».

Вместе с Михаилом Гамулой Емельян Стоцкий продолжает делать анализы воды и убеждается в целебных свойствах многих схидницких источников.

Шло время, но схидницкая «Нафтуся» так и не получала официального признания. Тогда уже общественность Схидницы подключилась к борьбе. В 1966 году молодой энергичный главврач Схидницкой больницы Степан Дуда (он по сей день работает в Схиднице) решился на эксперимент. Съездив во Львов, уговорил урологических больных, обреченных на удаление почки, попить водичку в Схиднице. Через три недели, после повторной диагностики, медики констатировали: оперативное вмешательство больным не требуется. Это был блестящий результат. А со временем Е.Стоцкого и С.Дуду пригласили на коллегию Министерства здравоохранения. В полуторачасовом выступлении первооткрыватель схидницких минеральных источников подверг сокрушительной критике вердикт Одесского института курортологии, ссылаясь на результаты лечения больных в Схидницкой больнице. Решением коллегии Минздрава дальнейшее изучение минеральных вод Схидницы было поручено Львовскому медицинскому институту с привлечением специалистов Черновицкого мединститута и Львовского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии. Небольшой научный коллектив в течение 1966—1968 годов проводил экспериментальные и клинические исследования больных на базе Схидницкой больницы, изучал минеральные воды из источников №№ 1, 3, 4, 5. Выводы комиссии были однозначны: схидницкие минеральные воды пригодны для лечения целого ряда урологических недугов и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Львовский областной отдел здравоохранения с августа 1970 года открывает в Схидницкой поселковой больнице реабилитационное отделение, ставшее базой для дальнейшего изучения местных минеральных вод.

Многие ученые защитили диссертации на базе минеральных вод Схидницы. Тогдашний министр геологии Украины Петр Шпак выделяет 450 тысяч рублей для определения запасов схидницких источников, без чего перспективный план развития курорта был бы невозможен. Бурят 17 скважин. Их суточный дебит превысил все прогнозы. В июле 1973 года был получен положительный вывод на все исследованные к тому времени источники (а их было 38! Кстати, столько же имеется и на сегодняшний день). Это была полная победа. Диплом первооткрывателя схидницких минеральных вод Министерство геологии СССР выдало 3 ноября 1977 года Емельяну Стоцкому, которому тогда исполнилось 73 года.

...Он никогда не болел. Худой, невысокий, энергичный, стойко переносил жизненные трудности. Но когда после двадцати трех невероятно трудных лет признали его открытие, Емельян Александрович лег однажды на кровать и тихо умер. К сожалению, с горечью в душе. Схидница стала всесоюзным курортом лишь на бумаге. С 1972 года в поселке по картам-схемам и расчетам Стоцкого проводились геологоразведочные работы с целью поиска новых месторождений «Нафтуси». Результаты порадовали всех. Однако до сих пор досконально изучены минеральные воды всего из трех скважин...

В Схидницу пришел частный бизнес.
Это дало ей «Перспективу»...


Разумеется, Схидница — не Трускавец, хотя тоже имеет статус курорта, да, к тому же, горного. Это практически обыкновенный поселок, в котором живут три тысячи человек. Здесь действительно очень красиво, но роскошных соблазнов цивилизации здесь пока не встретишь. Пансионаты и оздоровительные базы, которые были «до...», разрушаются, поскольку их владельцы, когда-то мощные предприятия или вовсе исчезли «с лица» промышленной карты государства, или же стонут под бременем собственных проблем. Правда, сегодня невооруженным глазом видно, что и сами местные жители начали активно строиться (лечебная водичка привлекает нуждающихся в лечении людей), да и новые инвесторы потихоньку приходят. Преимущественно это частные предприятия, фирмы, способные понять истинную цену «клондайка» Схидницы. Пока же в курортном крае всего четыре лицензированных санатория. Кроме них — три лечебно-оздоровительных учреждения.

Еще в 1992 году одним из первых практическую помочь Схиднице в развитии (с пониманием восприняв ее проблемы) решило оказать местное частное предприятие «Перспектива», получившее после семи лет «хождения по мукам» вожделенные лицензии и начавшее разлив лечебной схидницкой воды. Но это лишь одно из направлений его деятельности. Вместе с поселковым советом предприятие берется за развитие всего Схидницкого бальнеологического курорта, начиная научные исследования (совместно с Одесским НИИ курортологии и медицинской реабилитации, медицинской академией Ивано-Франковска, Львовским медуниверситетом) еще не изученных 28 источников минеральной воды, открытых Е.Стоцким. В штате предприятия — ученые, гидрогеологи, врачи, химики, строители, архитекторы-ландшафтники. Местные жители получили здесь 25 новых рабочих мест, что для маленькой Схидницы весьма ощутимо. Кроме того, «Перспектива» ведет наблюдение за 13 скважинами и источниками, вода из которых, к сожалению, пока стекает в реку Схидничанку. Ежесуточно — более 80 кубометров. По расчетам специалистов, схидничанское месторождение может давать 150 кубометров минеральных вод в сутки, из которых 70 — воды типа «Нафтуся», 53 — щелочные и 26 — железистые. В 2002 году работники предприятия пробурили скважину № 4-С, разработки которой начинались еще в 1972 году. Там, на глубине 60 метров, имеются мощные запасы (по расчетам, 48 кубометров в сутки) гидрокарбонатной, натриевой слабощелочной воды, которую начали разливать в бутылки под названием «Схидницкая содовая». Предприятие зарегистрировало в Укрпатенте шесть знаков на исключительное право использования названий схидницких вод.

Уже сегодня предприятие начало приводить в порядок источники, скважины и близлежащие к ним территории, чтобы лечебные минеральные воды не засорялись. Вскоре на «массовом» источнике — скважине № 2-С вода будет отпускаться с подогревом. В то же время «Перспектива» приступила к проектированию и строительству новых и к реконструкции старых мини-бюветов. (Предложения и пожелание по этому поводу можно посылать по электронному адресу: shidnica_kurort @ boryslav. lv. ukrtel.net.) Предполагается строительство большого центрального бювета. В дальнейшем руководитель «Перспективы» Ярослав Романский планирует построить санаторий матери и ребенка на 200 мест.

— Схидница имеет все для того, чтобы стать настоящим курортом, — считает председатель Схидницкого поселкового совета Богдан Дмитришин. — Но за 45 лет со времени открытия лечебных источников сделано мало, хотя начало было многообещающим. Еще в 1976 году поселок получил статус курортной зоны, ведь здесь можно лечить и оздоровлять не менее 60 тысяч больных в год. Создали дирекцию по развитию курорта, разработали перспективные планы застройки, но дальше чертежей дело не пошло. Последний план развития Схидницы до 2015 года датирован 1993 годом... В 1998-м по распоряжению Президента «О развитии курорта Схидница» поселок был признан всеукраинской детской здравницей. Принято и постановление Кабмина по этому поводу, Министерством здравоохранения утверждена программа. Казалось, что дело наконец-то сдвинется с мертвой точки. Но... Рядом и дальше бурно развивался и развивается Трускавец, а мы с нашими многолетними проблемами остаемся без поддержки государства, хотя люди все активнее едут к нам на оздоровление.


***


Сейчас поселковый совет (при поддержке районного и областного) работает над тем, чтобы Схидница получила статус города, включив в себя село Кропивник и хутор Перепростыны. Благодаря этому, она получит большие возможности для развития рекреационно-курортного комплекса, создав, кроме лечебной зоны, еще и оздоровительную — с зимним туризмом.