2007-06-14

Эдуард СТАВИЦКИЙ: В разработке месторождений и добыче отечественных углеводородов главное — соблюдать государственные интересы

Развитая минерально-сырьевая база — одно из главных слагаемых экономики нашей страны. Особенно это касается углеводородного сырья, во многом определяющего уровень энергетической безопасности государства. Украина в этом отношении представляет немалый интерес и для зарубежных инвесторов. Они намерены вкладывать средства в разведку, опытно-эксплуатационное бурение и в промышленную добычу углеводородов. Но в этом же сегменте готовы и должны работать также и отечественные компании, в том числе государственной формы собственности. Среди них — НАК «Надра Украины». Сегодня в компании происходит реорганизация, о начале которой Минприроды заявило в конце 2006 года. Как она происходит и какие перспективы открываются перед украинской геологоразведкой «Дню» рассказывает председатель правления НАК «Надра Украины» Эдуард Ставицкий.

— Так что сейчас происходит с НАК «Надра Украины»?

— Начну с того, что эта компания изначально создана для того, чтобы зарабатывать деньги добычей нефти и газа и для проведения геологоразведочных и опытных буровых работ. По сути, это могло бы освободить государство от немалых вложений в отрасль. Сама по себе разведка требует вложений, а вот добыча — это уже прибыль. Но поставленной цели компания не достигла. Начиная с 2001 года, когда НАК была создана, «Надра Украины» работают нестабильно, неритмично, наращивая убытки. К концу 2005 года их общая сумма приблизилась к 10 миллионам гривен. Правда, за минувший год убытки сократились до шести миллионов. Но это сути дела не меняет. В ноябре прошлого года обновленный состав наблюдательного совета компании проанализировал финансово-экономические показатели и признал ее работу неудовлетворительной. Была назначена проверка всех наших дочерних предприятий и научного института. Ситуацию нужно было в корне менять, начинать реформирование.

— Что именно планируется реорганизовать, и есть ли уже какие- то сдвиги?

— Разработана четкая стратегия реорганизации и развития. Предполагается усилить контроль за работой подразделений, улучшить управляемость компании. Это позволит централизовать финансовые потоки, провести переоценку уставного фонда, что крайне важно для реализации изначальной идеи об окупаемости и прибыльности за счет налаживания собственной добычи нефти, газоконденсата и газа. Реорганизация позволит избавиться от убыточных предприятий, которые будут выставлены на приватизацию, а также пересмотреть условия договоров о совместной деятельности и восстановить экономическую справедливость. Не проводить реорганизацию — значит согласиться на отсутствие перспективы. Так что сегодня у нас есть огромное желание навести, наконец, порядок.

— Вы полагаете, в государственной структуре можно навести порядок настолько, что появится прибыль?

— Наша цель — создать классическую специализированную вертикально-интегрированную компанию с замкнутым циклом производства. Иными словами — поиск, разведка и эксплуатация месторождений нефти и газа будут вестись в целях укрепления экономической и энергетической безопасности государства. Разведка углеводородного сырья будет отныне идти более быстрыми темпами. Следовательно, появится возможность увеличить объем добычи нефти и газа, развивать минерально- сырьевую базу и тем самым минимизировать импорт в Украину остродефицитных энергетических ресурсов. Это — стратегическая задача. Из нее вытекают экономические: компания должна работать эффективно и рентабельно. В идеале мы хотим получить компанию с максимально оптимизированной структурой управления, высококвалифицированным персоналом, современными программно-методическими комплексами. Она должна предоставлять практически полный спектр геофизических услуг как при поиске и разведке месторождений нефти и газа, так и в процессе строительства, освоения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. И, конечно, такая компания будет диктовать выгодные для себя финансовые условия. Передача скважин в аренду, схемы разделения прибыли и продукта больше не будут для компании убыточными. Я бы даже сказал кабальными, как их можно назвать сегодня.

— Что именно вы называете кабалой?

— Одна из наших серьезных проблем — это недобросовестные инвесторы. До сих пор в 75% случаев заключения договоров о совместной деятельности с инвесторами работы тормозились, лицензионные программы и финансовые обязательства не выполнялись. Результат — компания потеряла больше 40 самых перспективных лицензий (из 110). Причем четверть из них — уже в 2006 году. А ведь на геологоразведку небольшого участка с бурением лишь одной скважины требуется не меньше 30 миллионов гривен. На ныне утраченных участках находится по две- три скважины. В итоге, государственные убытки на геологическое изучение недр составили за годы существования компании три миллиарда гривен (без учета упущенной выгоды в виде недополученных доходов от добычи углеводородного сырья).

Когда шесть лет назад компания приступала к работе, перед ней была перспектива добывать 23 миллиарда кубометров газа и три миллиона тонн нефти. Фактически на конец 2006 года предприятия НАК добыли лишь полмиллиарда кубометров газа и 110 тысяч тонн нефти и конденсата. То есть утрачено 80% потенциальной добычи и доходов компании. Изменение к подходам в области финансовой и хозяйственной дисциплины должно привести к пересмотру лицензионных программ, установлению контроля компании за выполнением договоров о совместной деятельности.

— С чего вы начнете, чтобы в корне изменить ситуацию?

— Если потребуется, обновленная НАК пойдет на то, чтобы через суд расторгнуть договорные отношения с недобросовестными инвесторами. Если же говорить финансовым языком, то все договоры аренды на объекты НАК, в том числе и скважины, которые находятся в уставном фонде, будут переоформлены. При распределении продукта и прибыли будут учитываться интересы компании. Ее доля должна составлять не менее 50%. Продукция будет поставляться на баланс предприятий (экспедиций) компании, а не совместной деятельности, и реализация также будет вестись компанией. Это — норма закона о Госбюджете на 2007 год. Таким образом, злоупотребления средствами договоров о совместной деятельности будут пресечены.

— А что с Сахалинским нефтегазоносным месторождением?

— Его разведкой и геологическим изучением уже более 20 лет занимается «Полтаванефтегазгеология» — одно из старейших предприятий отрасли с мощной научно-исследовательской базой и солидным кадровым потенциалом. Сегодня вышли на заключительный этап геологоразведочных работ, конечным результатом которых должна быть геолого-экономическая оценка запасов углеводородного сырья. В соответствии с требованиями Закона Украины «О нефти и газе» лишь после утверждения разведанных запасов углеводородного сырья в Госкомиссии по запасам месторождение может быть введено в промышленную разработку. Для этого, в соответствии с постановлением Кабинета Министров, срок действия специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами Сахалинского месторождения был продлен и разрешение переоформлено на НАК «Надра Украины». В течение одного года мы поставили задачу защитить запасы и выйти на промышленную добычу.

— Но ведь компании, которые вели совместную инвестиционную деятельность утверждают, что, вложив огромные средства, они в результате остались без лицензии по прихоти НАК «Надра Украины».

— Давайте посмотрим о каких «огромных» средствах идет речь. Действительно, начиная с 2000 г. в связи с прекращением бюджетного финансирования геологоразведочных работ и с целью ускорения темпов геолого-экономической оценки месторождения, ДП «Полтавнефтегазгеология» привлекло негосударственные средства. В 2000 году было заключено соглашение о совместной инвестиционной деятельности с ЗАО «Девон». В соответствии с программой совместной деятельности «Девон» брало обязательство вложить в Сахалинское месторождение в течение трех лет (2001—2003 гг.) около 100 миллионов гривен и построить шесть скважин. Но эта программа не выполнена. Вместо шести скважин «Девон» смог профинансировать лишь одну, а еще две, построенные за средства государства, были только расконсервированы. Общий объем инвестиций этого ЗАО в Сахалинское месторождение в течение шести лет едва достиг 37,9 миллиона гривен, то есть вместо 33 миллионов ежегодно вкладывалось лишь 6,3 миллиона гривен. Более того, по нашему мнению и мнению аудиторских компаний, инвестирование шло за счет средств, полученных в результате реализации продукции, добытой на данном месторождении. То есть это были скорее реинвестиции. Невыполнение ЗАО «Девон» инвестиционных обязательств по объемам бурения стало одной из причин того, что отчет геолого-экономической оценки не мог быть своевременно предоставлен на государственную экспертизу в Госкомзапасов. Так что не думаю, что здесь уместно говорить о миллионах, вложенных инвесторами. Наша задача — сделать совместную деятельность эффективной, в первую очередь, для украинского государства.