2005-01-24

Достанутся ли поморам богатства Поморья?

Закон "О недрах" вскоре должен претерпеть существенные изменения. Новая редакция закона, обсуждение которой активно идёт и в Москве, и в регионах, должна коренным образом поменять систему недропользования в стране. Основная цель нового закона - усилить вертикаль федеральной власти в минерально-сырьевом комплексе. Но усиление этой вертикали наверняка негативно скажется на развитии самих регионов, где, собственно, и располагаются природные кладовые страны.

Сейчас систему недропользования регулирует Федеральный закон "О недрах", принятый в 1992 году. Однако Минприроды и Минэкономразвития настойчиво предлагают новый вариант этого закона. В пользу законопроекта государство приводит много различных аргументов, указывая на то, что действующий Закон "О недрах" не совсем соответствует рыночным отношениям в системе недропользования. В числе главных недостатков государство называет, в частности, разногласия при разграничении полномочий в сфере недропользования между государством и регионами, разногласия в проведении аукционов, порядке выдачи лицензий на пользование недрами, а также при определении порядка ввода месторождения в освоение и прекращения прав на него. У регионов такая постановка вопроса вызвала непонимание. И не только у регионов...

Ключи от недр

Главным образом недоумение вызвала инициатива государства отменить принцип "двух ключей", прописанный в Законе 1992 года. Согласно закону и, в том числе, Конституции, права на недра принадлежат государству: ст. 72 Конституции РФ гласит: ":вопросы владения, пользования, распоряжения недрами, водными и другими ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ". Таким образом, решения о выдаче лицензий на недропользование принимают органы исполнительной власти регионов и исполнительная власть России. Такое положение вещей перестало устраивать государство как собственника недр, и новым законопроектом в значительной степени ограничиваются права субъектов в вопросах лицензирования недропользования. Обойти букву закона предполагается очень просто - слово "государственная" собственность на недра в новой редакции закона предлагается заменить словом "федеральная". А на откуп регионам предлагается оставить всего лишь маленький "ключик" для таких вопросов, как освоение мелких месторождений далеко не стратегических ископаемых. Например, карьер "Покровское" в Онежском районе, где идёт заготовка щебня для строительных работ. Вот это как раз дело региона!

Из-за отсутствия ясности в системе лицензирования уже несколько лет выдача лицензий на все виды полезных ископаемых почти не ведётся!

Налоговая политика

Новая редакция закона предусматривает дальнейшее перераспределение налогов на недропользование в пользу федерального центра. Для сравнения, с 1992 года налоги на нефть, добываемую на месторождениях Ненецкого автономного округа, распределялись следующим образом: 60% оставалось в округе, 20% - в Архангельской области, а в федеральный бюджет уходили оставшиеся 20%. С 2002 года федеральный центр забрал 15% налогов у области, ей осталось лишь 5% от общего объёма налогов. Через год, в 2003 году, принимается решение урезать в налогах и сам округ. НАО стал получать всего 13,4%, область всё те же 5%, а Федерация - 81,6%. Новый закон предусматривает такую схему: округу 2,5%, области 2,5%, а в Москву оставшиеся 95%. Вот такая щедрость!

При этом финансирование развития инфраструктуры и воспроизводства минерально- сырьевой базы - всё это предстоит решать регионам на те самые 2,5% налоговых отчислений.

Таким же нехитрым способом регионам предстоит найти в собственных закромах средства на компенсацию "монетизированных" льгот. К примеру, в Архангельской области из 300 тысяч льготников только 100 тысяч будут получать льготы в денежном эквиваленте из федерального бюджета, остальные 200 тысяч - из средств областного бюджета. На это потребуется почти полтора миллиарда рублей (для сравнения: бюджет области чуть более 13 млрд). В таких условиях о каком воспроизводстве минерально-сырьевой базы может идти речь? Регионам это явно не по силам.

Колониальный подход

"Государство ведёт себя, как Испания в период колонизации Южной Америки, - делится своими впечатлениями от участия в начале декабря в парламентских слушаниях по обсуждению нового закона Александр Блудов, геолог с многолетним стажем, специалист департамента природных ресурсов администрации Архангельской области. - Последние 12 лет в стране идёт "сработка" запасов месторождений, разведанных ещё во времена Советского Союза. Т.е. все нефтяные компании работают на готовых, давно изученных месторождениях. Нефтяники не спешат вкладывать средства в геологическое изучение территорий и поиски новых. Это очень затратное и, главное, рискованное дело. Ни один частный инвестор не станет решать вопросы государства, вкладывая в это собственный средства. Новое законодательство отбирает у субъектов законодательные и экономические рычаги управления этими процессами на своей территории, у регионов пропадёт интерес к развитию собственной территории. И это можно сказать не только про нефть и газ. Те же изменения касаются и леса, и рыбы".

В современной России есть лишь один пример, когда частные компании решились вложить средства в поиск новых месторождений. Но это скорее можно назвать исключением, подтверждающим правило. Речь идёт об известной в нашей области Мезенской синеклизе. Из четырёх десятков российских и иностранных компаний всего четыре решились вложить деньги в это рискованное дело: "Татнефть", "Лукойл", "Газпром" и "Сургутнефтегаз". Сейчас на синеклизе уже закончен региональный этап геологоразведочных работ. Но это единичный пример не только в российской, но и в мировой практике! А по сути, выявлением перспектив должно и обязано заниматься государство.

Закон устарел

Но если вернуться к самому закону, то он, естественно, оговаривает вопросы, связанные далеко не только с добычей нефти и газа. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, выступавшего на парламентских слушаниях, Закон "О недрах" устарел, и надо готовить его новую редакцию. Но, по мнению большинства геологов, элиты геологической науки и бизнеса, 12 лет - это не срок для закона. Его можно улучшить, внеся ряд поправок, отвечающих современным реалиям, но ломать закон не стоит.

Законопроект уже не первый год обсуждается на различных экономических форумах, в регионах, в министерствах и ведомствах. Только на последнем обсуждении на парламентских слушаниях в Госдуме в адрес разработчиков новой редакции закона поступило 114 предложений и рекомендаций от региональных администраций и законодательных собраний, союзов промышленников, полномочных представителей президента в федеральных округах и т.д. Но федеральная власть пока настаивает не на поправках к закону, а именно на его новой редакции. Окончательное решение по судьбе Закона "О недрах" будет вынесено уже в этом году.

И последнее: Из всего вышесказанного можно сделать вывод: к сожалению, тенденции в сфере управления недропользованием наводят на грустную мысль - когда начнётся комплексное, масштабное освоение недр Поморской земли (алмазы, полиметаллы, бокситы, нефть и др.), сами поморы этих богатств, скорее всего, не увидят.