2005-03-05

Даешь угля! <br><i>Китайские шахтеры делают это ценой собственных жизней</i>

Взрыв газа на угольной шахте Суньцзявань в северо-восточной провинции Ляонин 15 февраля, стоивший жизни 214 и здоровья 22 горнякам, стал самым трагическим днем в истории горнодобывающей промышленности КНР за всю ее историю начиная с 1949 года. Самая крупная катастрофа в мировой истории угледобычи также имела место в Китае. Случилось это еще до образования КНР, 26 апреля 1942 года, в оккупированном японскими милитаристами северо-восточном районе Китая — Маньчжурии, — где авария на шахте унесла жизни 1549 китайских рабочих.


Последний инцидент стал серьезным ударом не только для родственников погибших, но и для властей, судорожно пытающихся в последние годы предпринять меры для снижения аварийности на китайских шахтах — самых небезопасных шахтах в мире. По статистике, ежегодно в Китае не возвращаются из забоев более 6 тысяч горняков, что является самым высоким показателем смертности среди шахтеров в мире — свыше 80% общего числа погибших на угольных предприятиях планеты. В 2004 году на угледобывающих шахтах Китая произошло 3639 аварий, жертвами которых стали 6027 человек, сообщил заместитель начальника Государственного управления по контролю за безопасностью на производстве Лян Цзякунь. По подсчетам чиновников, в прошлом году ситуация как бы улучшилась — уровень смертности снизился на 8% (произошло на 504 аварии меньше и погибло в них на 407 человек меньше, чем в 2003 году).

Однако цена за каждую тонну угля в КНР в человеческих жизнях все равно остается в 100 раз большей, чем в США, и в 300 раз большей, чем в ЮАР. При этом тут добывается 35% всего угля планеты. Так, в 2003 году китайский шахтер выдавал на-гора 321 тонну угля в год, что составляет всего 2,2% производительности труда его американского коллеги и 8,1% — южноафриканского. Аварии, в которых погибает более 10 человек, случаются в этой стране раз в 7,4 дня. Если взять среднестатистический показатель, то получится, что каждый день жертвами битвы за уголь становятся 16 человек! Серьезной проблемой являются также профессиональные недуги горняков: около 600 тысяч китайских шахтеров страдают заболеваниями легких, и их число увеличивается с каждым годом на 70 тысяч человек.

Руководство страны и лично председатель Ху Цзиньтао распорядились принять все необходимые меры для недопущения повторения подобных кровавых аварий впредь. Вице-губернатор провинции Ляонин 52-летний Лю Гоцян стал первым высокопоставленным чиновником, уволенным Госсоветом с занимаемого поста в связи с крупой аварией на производстве после инициирования правительством в апреле минувшего года системы "возьми вину на себя и уйди в отставку". На состоявшемся на прошлой неделе заседании кабинета его глава Вэнь Цзябао также огласил решение о выделении в нынешнем году 3 млрд. юаней ($361 млн.) на улучшение безопасности труда на государственных шахтах, а также о повышении статуса Государственного управления по контролю за безопасностью на производстве до министерского уровня.

Непрерывная череда инцидентов, сопряженных с гибелью шахтеров, серьезно беспокоит новое руководство страны, декларирующее повышенную заботу о простых тружениках, особенно крестьянах и шахтерах. В 2003 году перед назначением на премьерский пост Вэнь Цзябао совершил широко разрекламированный визит в район Фусинь (тот самый, где произошла последняя авария). Он спускался в забои и обедал вместе с горняками. В минувшем ноябре Вэнь лично посетил родственников погибших шахтеров в провинции Шэнси, телеканалы транслировали плачущего главу правительства, обещающего усилить меры безопасности на шахтах. Многие обвиняют руководителей шахт и местные власти в пренебрежении элементарными правилами техники безопасности в погоне за сверхприбылями в условиях не снижающейся потребности в угле. С целью хоть как-то улучшить ситуацию за последнее десятилетие были закрыты 60 тысяч маленьких, плохо оборудованных частных шахт. Однако большая их часть позже была снова запущена в нарушение всех распоряжений свыше.

Несмотря на то что причины каждой аварии расследуются специально созданными комиссиями, ни для кого не секрет, что взрывы газа, а именно они являются "главным убийцей", происходят при сильном заглублении в угольную породу в погоне за дополнительными тоннами, что делает невозможным нормальную вентиляцию забоев. Центральное правительство утверждает, что начиная с 2000 года на установление систем мониторинга уровня газа и предотвращения взрывов на 30 тысячах действующих в стране шахт было потрачено более $480 млн. (4 млрд. юаней) бюджетных средств. Официальная пресса со ссылкой на чиновников из госуправления утверждает, что в целом на безопасность в угледобывающей промышленности лишь в период с 2002-го по 2003 год Китай потратил 12,4 млрд. юаней (около $1,5 млрд.). В конце декабря минувшего года было объявлено о планах вложения в году нынешнем дополнительно 51,8 млрд. юаней ($6,2 млн.) в повышение безопасности труда на шахтах страны.

Поступление средств ожидается как от центрального правительства, так и в виде инвестиций. Как сообщил замначальника госуправления по контролю за безопасностью на производстве, представляемое им ведомство строит планы по снижению уровня аварийности. "В нынешнем году общее число жертв аварий на угольных шахтах должно снизиться на 3%, особенно необходимо избавиться от катастрофических происшествий, при которых гибнут более 100 человек", — заявил Лян Цзякунь. Чиновник также поведал о планах создания в Китае Центра экстренной помощи по обеспечению безопасности на производстве. (В 2000 году в КНР уже была создана национальная система мониторинга.)

А пока, несмотря на все усилия, китайскую горнодобывающую отрасль в последние месяцы просто преследуют неудачи, аварии с жертвами следуют одна за другой. Лишь в конце минувшего года произошла целая череда серьезных катастроф. Так, в ноябре авария на шахте Чэньцзяшань в северо-западной провинции Шэньси унесла жизни 166 горняков (и была названа самой серьезной за 44 года), в октябре в центральной провинции Хэнань на шахте Дапин в результате взрыва все того же метана погибли 148 шахтеров. Менее масштабные инциденты, такие, как декабрьский взрыв газа на угольной шахте в уезде Юйсянь северокитайской провинции Шаньси, в результате которого погибли 33 человека, случались едва ли не еженедельно. До упомянутой в самом начале аварии в Фусине нынешний год также начался еще с нескольких, более мелких. Так, 16 января на шахте Юньхуа, муниципалитет Чунцин в центральном Китае, в результате утечки газа погибли 12 человек. Девятеро погибли в городе Дяобиншань северо-восточной провинции Ляонин. 16 февраля 27 человек погибли в результате взрыва газа на нелегальной угольной шахте в уезде Фуюань провинции Юньнань (юго-западный Китай).

Трагедия на шахте Суньцзявань подняла еще одну проблему — проблему размера денежных выплат родным погибших при промышленных авариях. Общая сумма компенсаций, выплаченных родственникам 166 погибших в ноябре прошлого года в Шэньси, составила немногим более 6 тысяч долларов. Те, кому не "посчастливилось" умереть, работая на мелких частных шахтах, оставили своим скорбящим родственникам и того меньше. Семьи погибших на принадлежащей корпорации горной промышленности шахте Суньцзявань, у которых были личные страховые полисы, получат по 200 тысяч юаней компенсации (около $24 тыс.). Тем, кто не позаботился о такой мере, достанется сумма в несколько раз меньшая. Правоведы и журналисты говорят о бесполезности применения административных мер наказания в отношении руководителей предприятий, алчность которых толкает их в "передовики производства" и заставляет закрывать глаза на многочисленные нарушения. Единственным "кнутом" для таких боссов может быть, по мнению многих, перспектива выплаты в качестве компенсации не менее 20 годовых зарплат погибшего работника. Только угроза финансовых потерь может заставить их задуматься над тем, что выгоднее — потратиться на улучшение мер безопасности или платить за каждую новую жертву.

Ежегодно в КНР вырабатывается около 1,95 млрд. тонн угля. Он по-прежнему составляет 70% в доле энергоносителей, питающих китайскую экономику, занимающую 7-е место в мире. В нынешнем году планируется завершить строительство еще нескольких крупных электростанций, что сделает потребность в этом виде топлива еще более острой и еще более повысит его стоимость, которая растет в среднем на 12% ежегодно. Похоже, Китай просто не видит другого выхода, как наращивать его выпуск такой страшной ценой…