2019-09-11

Соглашение о разделе продукции: что это значит и стоит ли его заключать? Отвечает президент Dixi Group

Президент Владимир Зеленский поручил правительству заключить соглашение о разделе продукции (СРП) с победителями конкурсов на недропользование до 1 декабря 2019 года. Известно, что профильное министерство еще не подготовило проект стандартного соглашения, сообщает UAENERGY.COM.UA.

Напомним, девять компаний (в том числе - иностранные партнеры) выиграли девять конкурсов на заключение соглашения о разделе продукции на нефтегазовых участках. Так, межведомственная комиссия при Минэнергоугля определила следующих победителей: 

ООО "Велл КО" - Угневский участок; 
Oil & Gas oversеas trading BV и ООО "Нафтогазексплуатация" - Зинковский участок; 
Ukrainian Energy LLC - Варвинский участок; 
ООО "Гео Альянс Партнерство" и Geo Allianсе Рartnership BV - Софиевский участок; 
АО "Укргаздобыча" - Бузивський участок; 
ЗАО "Добывающая компания" Укрнефтебурение "- Русановский участок; 
АО "Укргаздобыча" - Берестянский участок; 
АО "Укргаздобыча" и Vermilion Ukraine Exploration BV - Балаклейский участок; 
АО "Укргаздобыча" и Vermilion Ukraine Exploration BV - Ивановский участок.
Предварительный состав признал результаты конкурсов и поддержал предложение заключить СРП с победителями.  В заключение финального соглашения участникам отводится три месяца на подготовку текста проектов СРП и их регистрации в Минэнергоугля. Затем проекты должны получить одобрение правительства, сессий облсоветов и пройти оценку воздействия на окружающую среду.

Но некоторые считают, что соглашение о разделе продукции - неудачный выбор. Почему? Объясняет президент Dixi Group Елена Павленко. 

Лучшие практики говорят - правительство должно мониторить выполнение компаниями своих обязательств. А для этого нужны единые стандарты и требования, прописанные в соглашениях. Сейчас закон говорит, что компании приносят свои соглашения. Однако у нас есть девять компаний-победителей, в том числе - очень опытная канадская Vermilion. Компании разные, поэтому каждая придет с собственным набором предложений. Если правительство собирается эффективно мониторить выполнение соглашений о разделе продукции (СРП), то для этого следует предложить компаниям стандартное соглашение.

Для разработки стандартного соглашения и согласования его всеми министерствами - от Министерства энергетики до Министерства финансов - нужно время. 

Дополнительное время требуют эффективные и выгодные для страны переговоры с компаниями. Нужно будет торговаться по экологическим и социальным вопросам, по срокам отчетности, по долям распределения продукции. Минфин должен сделать моделирование - сколько средств и в каком году будет получать государство. Также проект СРП должны рассмотреть на уровне местной власти - только этот шаг, судя по истории СРП с Шелл и Шеврон, может длиться несколько месяцев.  

Также необходимо решить вопрос стабилизации законодательства и условий работы. Наше законодательство по СРП фиксирует условия работы для компаний. Но перед тем, как подписывать соглашение на несколько десятков лет вперед, правительство должно спрогнозировать те "красные линии", которые нельзя будет переходить в добывающей деятельности через десять-двадцать лет.

В соглашении нужно прописать процедуру разрешения споров. Международные компании, как правило, поддерживают международные арбитражи, потому что для них это способ чувствовать себя в большей безопасности и большей уверенности в возможном выигрыше (украинским судам иностранные компании вряд ли очень доверяют). Описание этой процедуры, а также ответственности сторон - это тоже сложная работа, которая займет длительное время. 

Елена Павленко не считает, что конкурс и интерес компаний к выигранным участкам обнулится, если правительство и компании не успеют подготовить соглашение до установленного президентом срока. А, учитывая, что президент Зеленский каждый раз за границей предлагает инвестировать в Украину, вряд ли результаты конкурса будут отменены. Наоборот - проекты СРП на нефтегазовых участках могут стать одним из первых инвестиционных ласточек. Однако довольными от подписанного соглашения должны остаться обе стороны - как компания, так и народ, как владелец природных ресурсов.