2005-10-19

Кому выгодна разработка Гуляйпольского рудника?

Дважды «МИГ» посвящал большие публикации дискуссиям, которые ведутся по поводу разработки Гуляйпольского месторождения магнетитовых кварцитов. Но за кадром осталось главное: кто и зачем столь усердно лоббирует разработку? И почему вся процедура покрыта такой таинственностью? Ведь даже на последней сессии Гуляйпольского райсовета на прямой вопрос одного из депутатов, кто стоит за ООО «Индустриальная группа – Магнетит», ответ ясности не принес: мол, возглавляет ее Валерий Балюк. И все. Без подробностей. Между тем ООО обладает, по-видимому, колоссальным влиянием. Похоже, что все наши страдающие неповоротливостью госорганы прямо рвали и метали, дабы оказать ей всевозможное содействие. Судите сами.

Аттракцион космической скорости, или Как «ИГ – Магнетит» спецразрешение получала

Любое пользование недрами невозможно без получения специального разрешения [лицензии] от Госкомитета природных ресурсов Украины [преимущественно на условиях конкурса]. Ему предшествует множество согласований, среди которых согласование с областным советом стоит на первом месте. А теперь следите за хронологией.

В июле 2004 года «группа товарищей», в состав которой вошли представители районного землеустройства, архитектуры, ГАИ, пожарного надзора, электросетей, «Укртелекома», теплосетей, райСЭС и охраны окружающей среды, подписала акт выбора площадки для разработки «Предпроектных разработок строительства ГОК на базе балансовых запасов Гуляйпольского железорудного месторождения магнетитовых кварцитов». Докладчиком выступал главный инженер проектного института «Кривбасспроект» П.С.Трушина. Занятно, что гуляйпольских «высокопосадовцев» не заинтересовал вопрос: а кто выступает заказчиком будущего строительства? В акте он фигурирует как «потенциальный инвестор».

ООО «Индустриальная группа – Магнетит» было зарегистрировано в Гуляйполе 17 сентября 2004 года. А уже 11 октября областное управление экологии и природных ресурсов выдало обществу экологическую карточку для согласования в «верхах». Столь же оперативно сработал и Госкомитет по надзору за охраной труда, выдавший согласование 12 октября 2004 года. Такое ощущение, что государевы мужи бежали впереди паровоза: ведь не было главного – согласования с органом местного самоуправления. Видимо, чиновникам было достаточно простого письма от 7 октября 2004 года, в котором ООО просило Запорожский облсовет согласовать ходатайство о предоставлении в пользование предприятию Гуляйпольского месторождения. Сессия же собралась только 29 декабря 2004 года.

Но есть пикантный момент: упомянутое согласование [решение № 21] голосовалось в пакете с множеством других решений, так что депутаты облсовета не совсем ясно представляли, за что они голосуют. Зато совершенно фантастическую скорость в принятии решений проявил Госкомитет природных ресурсов, который выдал спецразрешение уже 31 декабря 2004 года! Но это что! ООО «ИГ – Магнетит» претендует также на разработку Васиновского месторождения в Ореховском районе, так вот лицензия была получена… 29 декабря. [Или здесь действовала еще более молниеносная схема?]. А как же изучение документации, ее экспертиза, обоснование того, что получение этих лицензий не требует проведения конкурса?

Да что конкурсы?! В законе о бюджете на 2004 год было черным по белому написано, что спецразрешения на разработку недр в этот год не выдаются, а продаются с аукциона! Для большей прозрачности процедуры, информирования общественности и пополнения государственной казны. Но, видно, у ООО «ИГ – Магнетит» оказались такие резоны, что для него было сделано исключение.

На фига козе баян?

Немало пришлось порыскать по источникам, пока удалось выяснить, что ООО «Индустриальная группа – Магнетит» является дочерним предприятием Консорциума «Индустриальная группа» [президент Виталий Гайдук], который был создан в мае 2004 года для управления активами корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» [председатель совета директоров Сергей Тарута]. Примечателен факт, что Сергей Тарута официально высказался о желании разрабатывать Гуляйпольское месторождение, да еще в компании с «Запорожсталью», только в марте 2005 года. Но теперь многое становится понятным.

Для производства металла нужна руда. Желательно, богатая и дешевая. Но в начале 2004 года при приватизации предприятий Укррудпрома ИСД, «Запорожстали» и меткомбинату имени Ильича не повезло. Шахты и горнообогатительные комбинаты перехватили конкуренты: СКМ [Ринат Ахметов], группа «Приват» [Игорь Коломойский], «Смарт-групп» [Вадим Новинский, Россия], «Финансы и кредит» [Константин Жеваго]. Одни из них поставляют руду на собственные комбинаты и делиться с «чужаками» не собираются, другим гораздо выгоднее работать на экспорт. Оставшись без собственного сырья, меткомбинат имени Ильича, «Запорожсталь» и предприятия ИСД [Алчевский и Днепровский имени Дзержинского металлургические заводы] обратили взоры на пусть бедные, но «ничейные» месторождения Запорожской области – Куксунгурское, Гуляйпольское и Васиновское [последнее считается ресурсной базой Гуляйпольского]. Причем, как видно из вышесказанного, действовали очень оперативно. Но если партнерство комбината имени Ильича и «Запорожстали» по разработке Куксунгурского месторождения [Приазовье] было, если можно так выразиться, более прозрачным, а потому не вызвало особых нареканий со стороны общественности, то «заморочки» с Гуляйполем ничего хорошего не принесли.
Неоправданная «зашифрованность» вызывает немало сомнений. В первую очередь, в готовности «инвесторов» считаться с людьми. Еще на стадии предпроектных разработок должна присутствовать оценка влияния плановой деятельности предприятия на окружающую среду – ОВОС [в том числе, на природную, социальную и техногенную]. Закон предусматривает обязательное включение проблем ОВОС в «Заявление о намерениях», которое должно быть опубликовано в СМИ. Насколько известно «МИГу», за год с лишним такое «Заявление о намерениях» в печати не появилось. Если не рассматривать в качестве такового публикацию в специализированных Интернет-изданиях мартовского заявления того же Сергея Таруты о том, что к разработке предполагается привлечь французскую фирму. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что французы якобы засомневались, стоит ли разрабатывать рудник открытым способом, или лучше пойти на расходы, но предпочесть шахтный способ.

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что французы якобы засомневались, стоит ли разрабатывать рудник открытым способом, или лучше пойти на расходы, но предпочесть шахтный способ.

Однако ни подтверждений, ни опровержений этих намерений в печати не появилось.

ИСД охладел к руднику?

Мало что известно о предполагающихся инвестициях. Аналитики в сфере горнометаллургической отрасли осторожно пишут о том, что «Запорожстали» для самообеспечения на первых порах вполне достаточно будет Куксунгура, тем более что комбинат собирается сделать серьезные вливания в сооружение новой шахты на Запорожском железорудном комбинате. В то же время Сергей Тарута оговорился, что строительство Гуляйпольского ГОКа – лишь один из проектов ИСД [«Деловая столица», № 11/201, 16.03.2005], и окончательное решение будет принято после детального изучения. Специалисты предполагали, что финансирование начнется лишь в том случае, если у ИСД сорвется покупка меткомбината Huta Czestohova. Как известно, в конце августа ИСД таки прикупил польский меткобинат, а сейчас в компании с люксембургской фирмой Acelor планирует побороться за «Криворожсталь».

Но даже если в ближайшем будущем деньги на «пробивание» разработки нашего месторождения будут отсутствовать, это не означает, что интерес к нему абсолютно угаснет. И если разработчики будут действовать в том же духе, что и на протяжении прошедшего года, то никакая общественность состязаться с ними не сможет.

Потому представляется очень важным, что сессия Гуляйпольского райсовета приняла решение хлопотать перед Запорожским облсоветом об отмене решения 13-й сессии облсовета № 21 от 29 декабря 2004 года [как его принимали, мы описали выше]. Если ходатайство будет удовлетворено, то это автоматически аннулирует спецразрешение на предоставление недр в пользование. Хорошо бы депутаты от области собрались с духом и восстановили справедливость! Коли владельцы металлургических предприятий так нуждаются в руде, пусть действуют по закону. Кстати, в 2005 году выдача спецразрешений тоже проводится на условиях аукциона.