МОНИТОРИНГ И НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Приказом Государственной службы геологии и недр Украины (ГСГНУ) № 155 от 16 ноября 2011 года было утверждено Положение о проведении мониторинга и научного сопровождения недропользования. Приказом ГСГНУ № 44 от 15 февраля 2012 года – утверждены Методические рекомендации по проведению мониторинга и научного сопровождения недропользования.
Насколько необходимо проведение мониторинга и научного сопровождения, кто и каким образом будет осуществлять эти мероприятия – об этом и многом другом в интервью журналу «Недропользование. Продуктивный горизонт» рассказал заместитель директора по производству, экономике и общим вопросам Украинского государственного геологоразведочного института Олег Зурьян.

Олег Владимирович, для кого нужен мониторинг недропользования? В чем он заключается?
Вынужден сразу Вас поправить – не просто мониторинг, а мониторинг и научное сопровождение недропользования. Это понятие появилось в нормативно-правовом поле Украины с выходом постановления Кабинета Министров Украины № 615 (ред. - постановление от 30 мая 2011 р. N 615 «Про затвердження Порядку надання спеціальних дозволів на користування надрами»), где оно было обозначено. В дальнейшем, с выходом Положения о мониторинге и научном сопровождении недропользования и Методических рекомендаций по его проведению, в это понятие было вложено практическое содержание. Таким образом, Государственная служба геологии и недр получила еще один механизм для реализации своей главной функции в сфере недропользования – рационального использования недр.
Недра – это важный ресурс экономики любой страны и при этом ресурс невозобновимый. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы недра использовались рационально и при этом эффективно.
Так вот, целью внедрения мониторинга и научного сопровождения является создание предпосылок к эффективному и рациональному использованию недр. Исходя из этого, вся деятельность по мониторингу нацелена на то, чтобы помогать, то есть не контролировать, а именно помогать предприятиям в организации своего производственного процесса таким образом, чтобы он способствовал эффективному и рациональному использованию недр.

То есть, мониторинг и научное сопровождение неотделимы друг от друга?
Если смотреть на это под углом нормативно-правовых документов, то фактически это одно слово, если можно так сказать.
Мониторинг – это некая система повторных наблюдений, в данном контексте – наблюдений за изменениями геологической среды. Даже самый замечательный проект не может предвидеть все последствия, которые последуют за вмешательством в литосферу во время разработки недр. Мониторинг геологической среды позволит своевременно диаг-ностировать наличие изменений, не предусмотренных проектом, и сократить издержки предприятия на ликвидацию последствий.
Под научным сопровождением понимается консультационно-методическое обеспечение всех видов работ по использованию недр, направленное на выявление скрытых возможностей более рационального их использования.

Что Вы вкладываете в понятие «рациональное использование недр»?
Суть рационального использования недр заключается в научной обоснованности и оптимальном сочетании потребностей общества и охраны недр. То есть, с одной стороны, предприятие стремится к экономической выгоде и получает ее, с другой стороны – при разработке недр должно обеспечиваться наиболее полное извлечение полезных ископаемых. И речь идет не только об основном компоненте, но и совместно залегающих полезных ископаемых – должен соблюдаться принцип комплексности добычи. При этом важным условием является то, что окружающей (и в том числе геологической) среде при использовании недр должен причиняться минимально возможный ущерб.

Какие предприятия могут осуществлять мониторинг и научное сопровождение недропользования?
Согласно Положению о проведении мониторинга и научного сопровождения недропользования, такую услугу могут предоставлять специализированные предприятия, которые аккредитованы Государственной службой геологи и недр Украины. В частности, УкрГГРИ (ред. – Украинский государственный геологоразведочный институт), который я представляю, получил такую аккредитацию, и мы имеем право предоставлять такие услуги.

Я как недропользователь сама могу выбрать предприятие, которое проведет научное сопровождение..?
Безусловно. Государство в данном случае позаботилось о конкуренции в этой сфере и не определило какого-то одного поставщика услуг. Оно лишь следит за тем, чтобы те, кто предоставляет данные услуги, соответствовали необходимым критериям. Для нашего Института соответствие таким критериям – естественное состояние дел.

А если я считаю, что не нуждаюсь в таких услугах?
По моему мнению, всякий недропользователь всегда должен был вести такого вида работу у себя на предприятии. Это упреждает возникновение непредусмотренных ситуаций.
Другое дело, что вы, получив от государства право на использование недр, берете на себя и определенные обязательства. Эти обязательства изложены в Соглашении об условиях использования недр, которое вами подписано. С 30 мая 2011 года – даты вступления в силу Постановления КМУ № 615 – один из пунктов данного Соглашения содержит требование в обязательном порядке проводить мониторинг и научное сопровождение недропользования.

В предыдущих порядках предоставления специальных разрешений на пользование недрами такого не было?
Нет, это новшество, введенное в прошлом году.
Все предприятия, которые работают на основании соглашения, заключенного до указанной даты, не обязаны этого делать. Однако не исключено, что они увидят в проведении мониторинга и научного сопровождения недропользования рациональное зерно и обратятся к нам за тем, чтобы получить такие услуги.
Кстати, еще одной важной особенностью этого постановления является то, что его действие не ограничивается одним определенным годом, как было ранее. До 2012 года все постановления такого рода были ежегодными, а данное постановление – бессрочное.

Вернемся к мониторингу и научному сопровождению. Очень важный и интересующий недропользователей вопрос – а кто должен оплачивать это удовольствие?
Предоставление данных услуг будет происходить в рамках договора, где заказчиком мониторинга и научного сопровождения является субъект хозяйственной деятельности, который использует недра. Соответственно, и полученную услугу оплачивает он же.
В вашем вопросе содержится намек на то, что оплату должно было бы взять на себя государство... Наверняка, эти средства государство изъяло бы у недропользователя, к примеру, увеличив стоимость специального разрешения на использование недр. Затем назначило бы организацию, которая будет проводить мониторинг на вашем предприятии. Качество предоставляемых услуг и интересы вашего предприятия объективно не будут в приоритетах при такой постановке вопроса.
Там, где вы являетесь стороной договора и тем более заказчиком, вы имеете возможность влиять на ситуацию. Тем более, что государство обеспечивает возможность выбора исполнителя.

Понятно, платить придется. А в УкрГГРИ эта услуга будет дороже или дешевле по сравнению с другими специализированными предприятиями?
В методических рекомендациях заложены общие для всех специализированных предприятий принципы при определении стоимости мониторинга и научного сопровождения. В связи с этим значительных расхождений в стоимости для одного и того же объекта быть не должно.
В данном случае большую значимость приобретает фактор качества. УкрГГРИ имеет мощный кадровый потенциал, представленный высококвалифицированными специалистами, деятельность которых охватывает практически весь спектр возможных работ в геологоразведке и добыче полезных ископаемых. Это и геологи, и геофизики, и гидрогеологи, специалисты по обогащению пород и бурению. При этом большинство сотрудников непосредственно связано с производством. УкрГГРИ за свою более чем 50-летнюю историю всегда был ведущим научным заведением в геологоразведочной отрасли. Учитывая, что кроме мониторинга есть еще и научное сопровождение, естественно, что рекомендации Института как научной организации будут более качественны.
Не самый последний фактор – присутствие в регионах. Учитывая, что отделения УкрГГРИ находятся не только в Киеве, но и во Львове, Симферополе, Полтаве, Чернигове, Днепропетровске, можно говорить о том, что наши специалисты находятся ближе к недропользователю и его проблемам.

Вы говорите о качестве. Но качество понятие субъективное…
Не могу с вами полностью согласиться. Во всем мире, и Украина не исключение, проблема качества научного исследования эффективно решается научным сообществом. В нашем случае с целью независимой научной оценки качества результатов мониторинга и научного сопровождения при Украинском государственном геологоразведочном институте создан специализированный Экспертный совет. В состав Экспертного совета входят ученые, которые дорожат своей репутацией и способны дать объективную оценку тем отчетным материалам, которые будут поступать на рассмотрение от специализированных предприятий.

24 февраля 2012 г.