2007-06-18

Золотой запас Донбасса

В Антрацитовском районе на Луганщине полным ходом идет подготовка к промышленной добыче одного из самых популярных в мире драгоценных металлов. Добычей золота в районе Нагольного кряжа планирует заняться компания “Донецкий кряж”, возглавляемая кандидатом наук Максимом Дыщуком.

В активе этой компании более чем 30-летний опыт геологической работы не только в Украине, но и в Средней Азии, Африке, Индонезии и Индокитае.

Проблемы и решения

По словам г-на Дыщука, преодолевать чиновничьи барьеры и доказывать, что действительно в Украине может быть создан не Нью-Васюки, а серьезный объект по добыче золота, — это одна из проблем, которая постоянно маячит на пути становления нового производства. “Цифры — это коммерческая информация, но, несомненно, речь идет о промышленной добыче золота, рентабельной добыче подземным способом золотых руд, которые по качеству и количеству золота сопоставимы с объектами во всем мире, где ведется такая же добыча”, — утверждает глава “Донецкого кряжа”. По его словам, на сегодня готовы все документы, которые позволяют копать карьер и добывать руду. Институтом “ЛуганскГИПРОшахт” выполнены проектные изыскания под фабрику, которая будет ее перерабатывать, хвостохранилища и прочие производственные сооружения. На очереди один из важных моментов — это закупка оборудования. Выбирая между канадскими и украинско-российскими технологиями по добыче золота, специалисты “Донецкого кряжа” сегодня склоняются к выбору последних. “Эти технологии адаптированы к нашим условиям работы, более понятны сотрудникам и главное — дешевле импортных”, — мотивирует Максим Дыщук. Как выяснилось, главное, что выбор родимых технологий сэкономит 3 млн. долларов и, таким образом, строительство золотодобывающей фабрики обойдется в 2 млн. долларов.

И все же основная задача сегодня заключается в другом — в поиске инвестора. По словам г-на Дыщука, в настоящее время идут переговоры с очередным потенциальным “капиталовложителем”, имя которого пока не афишируется. Но известно, что это иностранная компания, которая хорошо понимает, что вкладывает деньги на перспективу, в отличие от отечественного бизнеса, стремящегося по обыкновению сегодня же и прибыль получить. Сейчас потенциальный инвестор проводит собственную экспертизу объекта . Но главной загвоздкой может стать не результат исследований, а нестабильность политической обстановки в стране, ведь любому инвестору нужны гарантии.

Гибельное эльдорадо инженера Глебова

Прежде чем заниматься золотоносным объектом, “Донецкий кряж” провел детальное исследование его исторических и археологических корней. И, как оказалось, вопрос о золоте в Донбассе имеет уже тысячелетнюю историю. Именно в этих краях в скифские времена успешно велась добыча драгоценного металла, кстати, не только золота, но и серебра, и свинца.

Ученые долго не могли понять, откуда в курганах донецких степей взялось золото, которое к тому же по химическому составу не было похоже на аналоги из другой местности, например, Закарпатья. По одной из версий, скифы получали золото из Греции. Однако более тщательное изучение архивов, а также геологические изыскания позволяют сегодня выдвинуть версию о том, что это золото в древние времена добывалось на участке Нагольного кряжа в Луганской области. Разумеется, с поверхности, в ямах по типу современных “копанок”. На определенной глубине, где начиналось подтопление и прочие геологические сложности, все было заброшено.

Но не навсегда. Следующую попытку поиска золота в Донбассе предпринял Петр I, который одну из своих геологических экспедиций отправил в Малороссию. На территории нынешнего Донбасса царские посланники наткнулись на древние горные выработки, после чего была проведена разведка местности и впоследствии построены несколько шахт, где добыча золота шла в небольших объемах.

В среде местных геологов известна достаточно загадочная история почти с криминальным подтекстом, которая произошла на исходе ХІХ века. На территории Нагольного кряжа начал активную работу горный инженер Глебов. Благодаря кредитам ему удалось построить несколько добычных шахт и заводов по переработке золота. За время их эксплуатации они успели добыть на-гора 8 кг золота и 16 кг серебра. Но почти по мефистофельской традиции наш инженер погиб и не исключено, что таки за металл. Поехав с друзьями на охоту, Глебов с нее так и не вернулся (сразу возникает невольная ассоциация с резонансной гибелью нардепа Кушнарева). А с уходом движущей силы развалилось и все дело.

Наступавшее время войн и революций явно не способствовало возобновлению золотоносных изысканий. К тому же, в советское время Донбасс стал оплотом добычи “черного золота”, а настоящее золото предпочитали добывать на Колыме.

Сегодня в Украине промышленной золотодобычей все еще никто не занимается. Хотя в мае этого года появилась информация о том, что крупный российский производитель серебра и золота — компания “Полиметалл” — интересуется созданием активов в Украине, но пока ждет политической стабилизации.

А дальше?

Стоит напомнить, что в ученом мире существует притча о том, что золото может находиться где угодно — в угле, нефти, морской воде и пр. Вопрос только — в каком количестве и как его извлечь. Например, в свое время японцы придумали установку, которая из вод мирового океана позволяла получать золото. Но затраты были абсолютно не сопоставимы с ценой продажи. Однако то, что было нерентабельным вчера, не означает невостребованности завтра, ведь цены на металлы растут, а передовые технологии развиваются.