2013-02-21

В момент формирования на Луне было много воды

Американские астрономы проанализировали химический состав анортозитов, лунных магматических пород, и обнаружили в них относительно высокую долю молекул воды, что свидетельствует в пользу существования больших запасов влаги на Луне в первые мгновения жизни Солнечной системы, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

По общепринятой на сегодняшний день гипотезе, Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с «зародышем» Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из которой и сформировался спутник нашей планеты. Этот катаклизм считался причиной того, почему поверхность и породы Луны практически лишены молекул воды.

Группа планетологов под руководством Хейцзю Хуэя из университета города Нотр-Дам (США) поставила эту гипотезу под сомнение, обнаружив множество молекул воды внутри фрагментов лунного анортозита — магматической породы, образовавшейся при застывании Луны после столкновения Тейи и прото-Земли.

В своей работе Хуэй и его коллеги изучили минеральный и химический состав образцов, которые были доставлены на Землю американскими экспедициями в рамках программы «Аполлон». В этих фрагментах анортозита ученым удалось найти и проанализировать зерна другого минерала — плагиоклаза, по химическому составу которого геологи определяют место формирования образца и историю его развития.

К удивлению планетологов, образцы содержали в себе от 2,7 до 6 миллиграмм воды на килограмм породы. Как утверждают ученые, это очень высокое значение для фрагментов пород, формировавшихся у поверхности Луны, в верхних слоях ее коры. По расчетам авторов, средняя концентрация воды в расплавленных недрах Луны могла достигать 320 миллиграмм на килограмм материи, что превышает аналогичные значения для Земли и других планет. По всей видимости, данный результат потребует пересмотреть современные теории формирования Луны, заключают Хуэй и его коллеги.

РИА «Новости»