2005-12-19

Смоет ли одесский берег в море?

Есть в Одессе улица Николая Гефта, бывшая Черноморская, о которой Константин Паустовский рассказывал, что она «самая живописная в мире». К сожалению, от этой прекрасной приморской улицы в настоящее время осталась только одна, нечетная сторона. Другая, которая, как писал все тот же Паустовский, «тянулась по краю высокого обрыва над морем», в один, далеко не прекрасный день ухнула вниз вместе со всеми своими домами. Причем произошло это не так уж и давно — во второй половине ушедшего века. И подобная неприятность случилась не только с этой известной улицей, но и со многими другими зданиями и объектами. Такими, например, как живописный парк в районе 12-й станции Большого Фонтана, домами, а также целыми улицами и даже кладбищем в пригородном (всего восемь километров от Одессы) поселке Фонтанка, базой отдыха «Анастасия», где в воду «уехали» свыше десятка дачных домиков вместе с дорогой и линией электропередачи...

По аналогии с известным выражением великого классика, у Одессы были и остаются две беды — дефицит пресной воды и оползни. О первой беде мы сегодня говорить не будем, зато о второй рассказать самое время. Ведь проблема уже назрела настолько, что каждый день промедления в ее решении чреват непредсказуемыми последствиями для одесситов и жителей Одесской области. К слову, каждый третий зафиксированный в Украине оползневый процесс приходится на Одесский регион. А из 261-го километра морского побережья Одесщины в берегоукрепляющих работах нуждаются сто восемьдесят!

Краткий экскурс в историю вопроса

Основная часть города Одессы и прилегающих к ней окрестностей расположена на плато, которое возвышается на 30—50 метров над уровнем моря. Из популярной пословицы известно, что «вода камень точит», поэтому нет ничего удивительного в том, что береговая черта в районе побережья постоянно под влиянием моря размывается. И, как следствие, пласт за пластом оседает в море, словно куски огромного торта, нарезаемого невидимым гигантским ножом.

Следует заметить, что разрушающей силой в данном процессе служат не только морские волны, свой вклад вносят дождевые и подземные потоки воды, текущей с берега в море по наиболее удобным для них путям. А также одесская городская канализация. Она изношена до предела и вследствие этого транспортирует стоки не столько к очистным сооружениям, сколько в почву. Ко всему канализация перегружена «левыми» подключениями, которые тысячи одесских домовладельцев врезают в ливневые штольни, решая таким образом проблему фекалий. Мало того, что последние вместе с дождевой водой попадают в море, так к тому же ее аммиачные составляющие разъедают арматуру и бетон ливневых отводов.

Борьба жителей Одессы с водной стихией развернулась практически с первых десятилетий существования города. Кстати, наверное, мало кому даже из коренных одесситов известно, что фактически первым берегоукрепительным сооружением в Одессе стала… знаменитая Потемкинская лестница! Построенная свыше 160 лет тому назад по всем правилам гидротехнической науки, она надежно защищала от влияния моря не менее знаменитый Приморский бульвар. Однако кардинально с размывом берегов начали бороться в конце XIX века после того, как оползни серьезно повредили и даже разрушили немало роскошных дач одесских нуворишей.

Затем в России, а после в СССР начались смутные времена, и местным жителям было уже не до укрепления береговой черты. Однако от этого проблема не исчезла, и в середине шестидесятых годов о ней заговорили вновь. Тогда стихия уничтожила около трети одесских пляжей и значительную часть территории прибрежных склонов.

Ничто не вечно под Луной

Еще в советское время ситуация настолько обострилась, что вопрос «О предотвращении разрушения прибрежной территории в городе-герое Одессе и ее окрестностях» был вынесен на одно из заседаний политбюро ЦК КПСС. После чего руководство страны приняло решение о выделении из государственного бюджета средств на строительство берегозащитных сооружений на большей части одесского побережья. Кроме этого в Южной Пальмире в авральном порядке было создано так называемое противооползневое управление.

Следует заметить, что стоимость данных мероприятий оказалась воистину астрономической даже для такой сверхдержавы, как СССР. Так, например, проходка только одного погонного километра укрепительных работ на участке «пляж Ланжерон — пляж Аркадия» обходилась государству в пять-шесть миллионов рублей!

Усилия Страны Советов не пропали даром. Специально было намыто около десятка пляжей, а от разрушительного воздействия морской стихии берега оградили защитные дамбы, волнорезы и волноотбойные стенки. В результате (с учетом одновременного строительства в прибрежной зоне новых гостиниц, санаториев, пансионатов и так далее) Одесса, помимо статуса крупнейшего промышленного центра, обрела «второе дыхание» и как город-курорт. И в скором времени количество отдыхающих в летние месяцы стало превышать население Южной Пальмиры.

Увы, ничто не вечно под Луной. Прошли годы, и дорогостоящие берегозащитные и противооползневые системы в районе одесского побережья приказали долго жить. Это привело к тому, что в Одессе и ее окрестностях вновь стали полностью или частично исчезать пляжи, разрушаться склоны и береговая черта, «уезжать» в море целые дома…

Где взять «тумбочку» с миллионами?

Неудивительно, что вид гибнущей рекреационной зоны Одессы мало впечатлял приезжающих на курорт отечественных, а особенно зарубежных туристов. Наличие (либо отсутствие) которых ощутимо отражается на количестве денег в местном бюджете и кошельках многих одесских бизнесменов. То есть прямым и косвенным образом влияет на благосостояние подавляющего большинства одесситов. Поэтому даже весьма далеким от противооползневых работ гражданам стало ясно, что необходимо принимать срочные и чрезвычайные меры. Однако, увы…

По оценкам специалистов, только плановые расходы на защиту береговой черты в районе Одессы должны составлять двенадцать миллионов гривен. Фактически же в прошлом году на эти мероприятия была выделена, как говорил Остап Бендер, «смешная сумма» в размере трехсот тысяч гривен. В этом году данная цифра должна была составить полмиллиона, но реально…

— Реально пока не выделено ни копейки! — утверждает начальник отдела противооползневых и берегоукрепительных работ НИИ «Одессакоммунпроект» Владимир Кузнецов.

Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что в городской черте Одессы есть участок берега, где дела обстоят не так уж и плохо. Правда, по одной-единственной причине — он, то есть участок, находится «под крышей» Одесского морского торгового порта. Организации, кстати, весьма небедной.

Как рассказал начальник этого предприятия Николай Павлюк, в утвержденном министром транспорта Украины генеральном плане развития порта до 2010 года, стоимость которого оценивается в 1,5 млрд. долл., заложена отдельная статья расходов на создание современной берегозащитной инфраструктуры в районе морских ворот Одессы на участке от Военной гавани до Ланжерона. Но для его реализации даже такой мощной структуре, как Одесский торговый порт, придется привлекать дополнительные средства инвесторов.

Укреплять берега лучше вместе с архитекторами

Инвесторы, то есть частный капитал, причем не суть важно какой — отечественный либо иностранный, способны выручить любое государство в ситуации хронического безденежья. И решить те или иные сложнейшие проблемы, которые оно, бедное государство, по вышеназванной причине, решить не в состоянии.

Разумеется, в наше время жесткого прагматизма и рыночных отношений ничего не делается, как говорят в Одессе, «за просто так». Как ни крути, а инвесторов необходимо чем-то заинтересовать. Но что примечательно: именно в вопросе строительства берегоукрепительных сооружений в Одесском регионе возможно свести к максимальной взаимной выгоде интересы одесской власти, непосредственно одесситов, государства и, конечно же, самих владельцев частного капитала.

— Ранее в нашей стране существовала порочная практика, — поведал автору этих строк уже упоминавшийся выше Владимир Кузнецов, лауреат Государственной премии СССР. — Когда сначала разрабатывались проекты берегоукрепительных сооружений, затем последние строились и архитекторы «вписывали» в данную систему свои замыслы… И лишь после этого в данной прибрежной черте возводились какие-либо строительные сооружения.

За рубежом все эти вопросы решаются комплексно. То есть архитекторы подключаются к работе непосредственно на этапе разработки берегозащитных систем. Или еще лучше — все виды данных работ выполняет одно предприятие или фирма. Ведь самому инвестору будет выгодно обеспечить необходимую прочность возводимого им объекта.

Кроме того, подобным образом можно «убить» сразу несколько зайцев: сэкономить время и деньги, сохранить окружающую среду как морскую, так и сухопутную. Неудивительно, что таким способом застраивалась прибрежная зона большинства мировых курортов. Например, Лазурный берег во Франции, Коста-дель-Соль в Испании, Золотые пески в Болгарии… Причем, как правило, в западных странах территория береговой черты отводится под застройку объектов курортно-рекреационного назначения: частных отелей, яхт-клубов, развлекательных комплексов, гостиниц и так далее. Ведь это тысячи рабочих мест, отчисления в казну и средства на дальнейшие берегоукрепительные работы.

Инвесторы свое слово держат

К счастью, Одесса стремится приобщиться к ценностям западной цивилизации не только на словах, но и в конкретных делах, в частности — в развитии передовых технологий строительных работ в прибрежной черте. Первыми ласточками в этом плане в Одессе и области стали частные строительные фирмы, компании и корпорации «Белл», «Томатэкс», а также греческая «Миханики Украина». Все они получили разрешение от местных властей на строительство в непосредственной близости от моря различных объектов культурно-рекреационного назначения. С обязательным условием — возвести в районе, отведенном под строительство, соответствующие берегоукрепительные сооружения.

И это обязательство вышеназванные организации неукоснительно выполняют. Так, например, фирма «Миханики Украина» готова вложить в это благородное дело свыше 170 миллионов гривен для проведения берегоукрепительных работ в районе одесского пляжа «Отрада». В соответствии с договором, заключенным с Управлением инженерной защиты территории города Одессы, ООО «Томатэкс» осуществляет финансирование строительно-монтажных работ по укреплению берега в районе 10-й станции Большого Фонтана в объеме 11, 5 миллиона гривен. ООО «Белл», спасающее пригородную береговую черту близ Одессы в районе многострадальной Фонтанки, вообще является лидером последних лет в Одесской области по финансированию противооползневых работ — они исчисляются многими миллионами гривен.

Сравните вышеприведенные цифры с теми, которые выделило на эти цели государство…

К сожалению, а также к удивлению многих одесситов, у данного прекрасного начинания появились неожиданные противники. Они организовали скрытое противодействие как вышеназванным, так и некоторым другим фирмам и предприятиям, осуществляющим строительство различных объектов у берегов Черного моря. По слухам, подобные демарши связаны с тем, что кое-кто в Одессе имеет свои далеко идущие планы на освоение здешней прибрежной зоны. Причем берегоукрепительным сооружениям в этих планах места не находится. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день береговая линия практически вся роздана под освоение. Хотелось бы обратить внимание властей и общественности на тех собственников на побережье, которые ничего не делают для его укрепления. Невольно возникает вопрос: с какой целью они приобрели землю? Может, с целью ее дальнейшей перепродажи?

Так как иного, более существенного объяснения происходящему не находится, приходится верить этим слухам. А также надеяться на благоразумие местной и государственной власти, которая не должна допустить, чтобы в ближайшем будущем одесский берег и знаменитые пляжи Одессы навсегда «уплыли» в море. А в ситуации, когда государство с трудом выполняет свои обязательства перед пенсионерами и работниками социальной сферы, иного выхода, как привлечение инвесторов в деле берегоукрепления, просто нет.

P.S.

В прошлом году владельцы одного из элитных одесских пляжей, потратив огромные деньги, завезли триста тонн чистейшего морского песка. (Который в Одессе является, представьте себе, огромным дефицитом!) Однако буквально в течение двух дней шторм унес все это богатство в морскую пучину. Остается добавить, что действующих берегоукрепительных сооружений и волноломов на этой приморской территории не имелось…