2007-06-18

Шахтная вода как источник… питьевой?

На юго-востоке Украины городам и поселкам, постоянно не хватает воды. Даже в сердце Донбасса — Донецке не во всех районах города налажено нормальное круглосуточное водоснабжение якобы из-за того, что Донбасс расположен в степном засушливом регионе. Однако попытка обвинить во всем природный фактор не совсем логична. Как выяснилось из бесед со специалистами, занимающимися решением проблем откачки и очистки шахтных вод, вода на юго-востоке есть, и ее довольно много. Одним из ее потенциальных источников являются закрытые шахты. Откачкой живительной влаги из отработанных шахт занимается специализированное государственное предприятие «Укршахтгидрозащита», которым руководит генеральный директор Юрий НАСТУЕВ. С ним и состоялся наш разговор.

— Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о целях и задачах своего предприятия.

— Наше предприятие «Укршахтгидрозащита» было создано четыре года назад для обеспечения эксплуатационной деятельности водоотливных комплексов ликвидированных шахт с целью предупреждения затопления смежных действующих предприятий и прилегающих территорий. На первый взгляд, обеспечить надежную, бесперебойную работу 27 водоотливных комплексов, расположенных в Донецкой и Луганской областях и планируемых к передаче в состав нашего предприятия, — задача несложная. На практике же, эксплуатируя на сегодняшний день только 12 из них, наше предприятие столк­нулось с целым рядом системных проблем, связанных с проектными решениями, с отсутствием практики и прочим, поскольку аналогов нашей организации в Украине нет.

— Какой объем воды откачивает ваше предприятие?

— Государственное предприятие «Укршахтгидрозащита» откачивает из недр земли ежесуточно до 100 тысяч кубометров шахтной воды. Это более 25 миллионов кубометров в год. Затем шахтная вода очищается от механических примесей, обеззараживается и сбрасывается в малые реки Донбасса.

Таким количеством воды можно было бы сполна обеспечить значительную часть населения Юго-Восточной Украины. Но она, по всей видимости, не пригодна для использования в бытовых целях. Из чего же состоит шахтная вода?

Шахтная вода каждого водоотливного комплекса имеет определенный химический состав. Контролируются основные показатели, регламентируемые для сточных вод угольной промышленности, которые сбрасываются в природные объекты. Это взвешенные вещества, солесодержание, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы и др. По своему составу шахтная вода водоотливных комплексов с подземными водоотливами вполне пригодна для технического водоснабжения предприятий, к примеру металлургических, без дорогостоящей водоподготовки. Использование же шахтной воды для питьевого водоснабжения сопряжено с предварительной глубокой очисткой, особенно если это вода, откачиваемая водоотливными комплексами с погружными насосами. В такой воде, как правило, превышены предельно допустимые концентрации железа, марганца. Это связано с геохимическими процессами, происходящими в подземных водных горизонтах после закрытия шахт.

— Реализуются ли в настоящее время какие-то проекты по глубокой очистке шахтной воды и доведению ее до уровня питьевой?

— Да, в частности, существует разработанный институтом «Донгипрошахт» проект строительства пилотной установки деминерализации шахтных вод в городе Антраците Луганской области. Проект получил положительное заключение «Укринвестэкспертизы» Госстроя Украины, одобрен научно-техническим советом Минуглепрома Украины. Он предусматривает глубокую очистку исходной шахтной воды действующего водозабора ликвидированной шахты «Центральная» и доведение ее до уровня питьевой для нужд населения г.Антрацита. Совместно с Минуглепромом ведется работа по привлечению инвестиций для реализации указанного проекта с целью уменьшения затрат из госбюджета. Надеемся, что до конца года все организационные вопросы будут решены и мы приступим к его реализации.

— Что представляет собой национальная программа «Питьевая вода Украины»?

— В марте 2005 года Верховная Рада приняла закон, утвердивший общегосударственную программу «Питьевая вода Украины» на 2006—2020 годы. В рамках указанной программы могут выделяться средства из госбюджета под конкретные проекты, связанные с решением проблем водоснабжения населения и предприятий. В программе два раздела. В первый включены неотложные мероприятия, благодаря внедрению которых проблемные регионы получат достаточное количество воды. Второй раздел посвящен стратегическому развитию отрасли водоснабжения с учетом комплекса соответствующих региональных программ.

— Каковы, на ваш взгляд, наиболее эффективные пути решения проблемы дефицита питьевой воды на сегодняшний день?

— Этим вопросом в настоящее время занимаются многие институты: УкрНИИпроект, Донгипрошахт, УкрНТЭК, ДонУГИ, Институт коллоидной химии и др. И все они считают наиболее эффективным для глубокой очистки шахтных вод применение метода обратного осмоса. А для этого необходимо строить станции деминерализации шахтных вод, состоящие из модульных блоков определенной производительности. Институт ДонУГИ, например, предлагает создать специализированное предприятие по производству оборудования для станций деминерализации шахтных вод: модульных блоков и другого нестандартного оборудования.

— Насколько выполнимы, то есть практичны все эти проекты?

— Мы надеемся, учитывая остроту и актуальность поднятой правительством проблемы, заинтересованность и понимание Минуглепрома и лично министра угольной промышленности, что национальная программа «Питьевая вода Украины», а также отраслевая программа «Чистая вода» будут реализованы совместно со всеми заинтересованными министерствами, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями с учетом всех потенциальных источников водных ресурсов, включая объемы откачиваемой шахтной воды ликвидированных шахт.

P.S. Видимо, нынешнему правительству Украины не до «превращения» шахтной воды в бытовую, не то что в питьевую. Но проблема эта не исчезнет ни до, ни после парламентских выборов. Уже ставшая классической фраза «Губит людей не пиво — губит людей вода» приобретает, а точнее, приобрела прагматичные очертания. Пиво, особенно для несовершеннолетних — беда. Но отсутствие нормальной воды — еще большая беда. И это наша общая беда. Однако правительству, «Водоресурспрому», министерству сейчас не до этого. У них предвыборная страда.