2005-05-13

Россия. Архангельское научно-экспедиционное судно прошло с айсбергом на буксире 2 мили

Как сообщил корреспонденту ИА «Русский Север» капитан НЭС "Михаил Сомов" Юрий НАСТЕКО, вес ледяной горы превышал вес "Сомова" в 30 раз. Для эксперимента был выбран айсберг массой 220 тысяч тонн, почти круглой формы, около 110 метров в длину, высотой 15 метров над водой, подводная часть уходила в глубину примерно метров на 40. На массив льда был накинут трос длиной 1 км, который участники экспедиции закрепляли на айсберге вручную. Лишь для транспортировки концов образовавшейся петли на "Сомов" использовалась самоходная баржа. Эксперимент усложнялся тем, что выбранный айсберг находился в ледяном поле и его пришлось выкалывать и выводить "на чистую воду".

В России опыты по буксировке айсбергов проводятся только с борта "Сомова". Подобные работы ведутся также в Канаде и Дании - странах, нефте- и газодобывающие платформы которых находятся в высоких широтах и подвергаются опасности со стороны айсбергов.

Как сообщил ИА «Русский Север» начальник экспедиции Юрий ГУДОШНИКОВ, в апреле 2003 года аномально высокая концентрация плавучих ледяных гор была обнаружена в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения. В этом году айсберги скапливались дальше к северу, но под влиянием ветра и течений ледовая обстановка может меняться внезапно. Это следует учитывать при монтаже и эксплуатации добывающей платформы.

В ходе экспедиции учеными института Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) вблизи Земли Франца-Иосифа и Новой Земли исследовались многочисленные параметры льда: температура, химический состав, скорость дрейфа, происхождение, а также прочность и устойчивость к механическому воздействию. В ходе работ исследователи неоднократно погружались под лед с аквалангами, а также обследовали подводную поверхность айсбергов при помощи робота-"рыбки" - миниатюрного батискафа, снабженного камерой и способного удаляться от базы на 150 метров. Результаты исследований также помогут в изучении процессов глобального потепления климата, которые наиболее интенсивно идут именно в Арктике. Очередная экспедиция для изучения арктических льдов на борту "Сомова" состоится в апреле 2006 года.

ИА «Русский Север»