2005-10-18

Постой, бензовоз!

Поток иностранной нефти в Украину можно остановить - превращение украинского угля в жидкое топливо гарантирует энергетическую независимость страны

Преодолеть суровые законы экономики с помощью алхимии собрались на прошлой неделе ученые, бизнесмены и высокопоставленные чиновники Украины.  Превращение каменного угля в чистейший бензин – вот о чем шла речь на международной конференции в Луганске, которая завершила работу в пятницу.

Заманчивость этого проекта очевидна: залежей необходимого сырья в стране много. Да и переработка угля в светлые нефтепродукты – процесс, многократно освоенный не только передовыми странами, но и государствами вроде ЮАР. Но главная прелесть промышленных метаморфоз – себестоимость барреля «угольной» нефти в несколько раз ниже, чем добытого из матушки-земли. Поэтому Украине сам бог велел сталинскими темпами разбавлять поток импортных энергоносителей доморощенным топливом. Вопрос только в деньгах – проект требует серьезных вложений. Здесь и прозвучал первый тревожный звонок: никаких внятных предложений по инвестированию на конференции не прозвучало, хотя всех потенциальных спонсоров проинформировали еще за три недели до события. А поскольку инвестор - самый правдивый оценщик эффективности (ему ведь, в случае чего, деньги терять!), то есть резон смотреть на переработку угля в бензин не только сквозь розовые очки.

Готовь уголь, пока есть нефть

Впрочем, у нас нет выбора – согласно статистическим данным, опубликованным крупными нефтяными компаниями, нефти в мире осталось на 40-45 лет. И нетрудно догадаться, что уменьшение предложения и увеличение спроса дадут свой эффект - все эти годы  «кровь экономики» будет галопирующим образом расти в цене. Положение Украины, как независимого государства при таких раскладах ставится под вопрос: оплачивать даже сегодняшний уровень цен мы практически не в состоянии. Страшно и подумать, что же будет через десять лет? Выход один - уже сегодня создавать альтернативные источники получения энергоносителей. Причем ставить эту задачу, как общенациональную и первоочередную.

Конечно, наивно полагать, что уголь Донбасса заправит все автомобили – в принципе, это возможно, но денег, как всегда, нет. Но это не повод опускать руки. В мире освоение технологий по переработке угля в топливо постоянно набирает обороты. Уже сегодня объем инвестиций в данную отрасль составил 15 миллиардов долларов. И мы можем если не покрыть 100%-ю потребность в бензине, то хотя бы вырабатывать топливо для стратегического запаса. Или для интервенций на рынок, чтобы сбить не в меру монопольные цены.

Но это, как говорится, наша задача-минимум, тогда как более развитые страны мыслят другими масштабами. Китай, например, собирается заправить «угольным» бензином 20 миллионов автомобилей, для чего в районе Внутренней Монголии строят сотни перерабатывающих мощностей. По оптимистичным прогнозам, через 10 лет Китай сможет производить около 1,2 млн баррелей в день, или 20-60 миллионов тонн синтетического дизельного топлива в год. В США, даже с учетом обструкции, которой подвергает новаторов местное нефтяное лобби, создано несколько успешных проектов, которые осуществляют компании «Марафон Ойл» и «Синтролеум». Но самый интересный и поучительный пример состоялся в Южно-Африканской республике. Когда ООН, возмущенная апартеидом, предписала не поставлять в ЮАР нефтепродукты, африканцы только рассмеялись в лицо мировому сообществу: уже несколько лет местная копания Sasol использовала установку по переработке углей в бензин. И экономика ЮАР бесследно перенесла экономические санкции. А сегодня техника Sasol – наиболее передовая, и южно-африканская компания торгует своими идеями по всему миру.

30 лет без импорта!

Но вернемся к отечественной специфике. Когда-то угольные залежи Донбасса уже использовались для создания моторного топлива, причем в огромных объемах и весьма успешно. Только шел бензин не в украинскую, а в гитлеровскую экономику. Немцы еще до нападения предполагали эксплуатировать Донецкий бассейн, как сырьевую базу для загрузки собственных перегоночных установок, которые, кстати, имеют германское происхождение и были изобретены еще в 1923 году. После захвата Донбасса эшелоны с углем потянулись на Запад – украинский уголь по характеристикам похож на тот, что немцы добывали в Руре. И установки Фишера-Тропша на донецком угле работали превосходно.

Сегодня технологии шагнули далеко вперед, и эффективность оборудования повысилась в несколько раз. В Российской Федерации разработана технология, которая позволяет вырабатывать из бурого и низкосортного угля соответствующие современным евростандартам бензины, дизельное и реактивное топливо, а также продукты углехимии. При этом к переработке может привлекаться уголь разного состава, нефтяные остатки (в том числе мазут и гудрон), отдельные нефтяные и каменноугольные продукты и их смеси. В результате гидрирования россияне получают смесь сырого бензина, газа и дизельного топлива, выход которой составляет 60-65% от органической массы угля. Еще в 1992 году установка СТ-5 при шахте Бельковская ("Тулауголь") доказала высокую эффективность этого производства. С 3 тонн каменного угля, или 5,5 тонны бурого угля дешевых марок тогда получали одну тонну моторного топлива. Сегодня технология при рентабельности 15% способна обеспечить  цену светлой синтетической нефти не выше 100 долларов за тонну, или - 15-16 долларов за баррель. Сравните с нынешней ценой - $50-65…

В Украине проблемой "перегонки" занимались несколько НИИ и Академия наук. Как результат - создана солидная теоретическая и экспериментальная база. Проведенные исследования позволили усовершенствовать технологии: повысить разжижение некоторых марок угля в 10-16 раз, значительно понизив при этом давление и температуру. Кроме того, целесообразность создания жидкого топлива из угля в Украине определяется достаточными запасами сырья (180 миллиардов тонн только в Донбассе), экологически приемлемым уровнем загрязнения окружающей среды и более высокой коммерческой эффективностью, в сравнении с перегонкой нефти. По мнению ученых, с имеющимися сегодня запасами урановых руд и угля, при правильно разработанной стратегии, в ближайшие 30 лет мы не будем иметь проблем с энергоносителями.

Ключевой ошибкой предыдущих лет, по мнению специалистов, было то, что ставка делалась на энергоресурсы, которые не добываются на территории Украины (нефть и газ), тогда как упор нужно делать на ядерное топливо, гидроэлектроэнергетику и уголь.

Луганск спасет Украину. От России

Освоение производства синтетического моторного топлива на угольной сырьевой базе государство приказало Луганской области. И ниже будет ясно, почему. Сам  процесс предусматривется осуществить в два этапа.

На первом, используя проверенные отечественные и зарубежные технологии, в сравнительно сжатые сроки планируется создать производственный комплекс мощностью 400-500 тысяч тонн светлых продуктов синтеза в год. Этот объем легко обеспечит функционирование транспорта нескольких областей при возможном возникновении кризисных явлений, на определенное время создаст конкурентную среду и позволит эффективно сдерживать рост цен на рынке нефтепродуктов.

На втором этапе планируется построить новые угледобывающие предприятия на перспективном месторождении Луганской области, которое получило название "Северодонбасский угленосный район". Больше четверти столетия назад геологи разведали нашли на севере там новые месторождения энергетического угля - Богдановское, Петровское и Старобельское. Доказано, что уголь этих месторождений может быть использован для пылевидного сжигания в топках современных тепловых электростанций, для бытовых потребностей, а также как энерготехническое сырье для получения полукокса, первичной смолы и высококалорийного коксующегося газа. Кроме того, здесь наблюдается невысокая глубина залегания угля и его низкая газоносность, что существенно удешевляет добычу. Поэтому на Богдановском месторождении планируется создать единое производственное объединение из шести шахт, суммарной мощностью 14 миллионов тонн добываемого угля в год.

Короче говоря, 3,5 миллиарда тонн угля в Северном Донбассе позволяют рассматривать новый район Луганской области как перспективное место для добычи энергетического угля. Одновременно со строительством новых угледобывающих предприятий и накоплением технологического и организационного опыта, планируется начать строительство завода по  производству синтетического моторного топлива мощностью до трех миллионов тонн продукции в год.

А инвесторы кто?

Мировая практика показывает: спасение утопающих – дело их собственных рук. Вряд ли будет стратегически оправдано привлекать для освоения вышеназванных технологий иностранных инвесторов. Если государство хочет, чтобы нефтяники не зарывались, то такой мощный рычаг, как производство бензина из углей, мы должны освоить и наладить самостоятельно. Тем более, что в истории нередки случаи, когда конкуренты (в данном случае – нефтяные компании) выкупали за баснословные деньги нежелательное производство и благополучно хоронили его.

Явно не понравится конкурентам и толчок, который может получить отечественный углепром. Ведь на первом этапе внедрения технологий существенные средства получат шахты, которые наконец-то смогут обновить устаревшее оборудование и повысить эффективность работы.

Таким образом, вопрос – откуда брать средства? – государство должно решать самостоятельно. Может, стоит взять кредит, который в кои-то веки не будет частично разворован, а частично прокушан? На благое ведь дело и процентов не жалко. Деньжат можно попросить и у местных олигархов – тех же "донецких" - которые не слишком представлены в нефтяной торговле, чтобы иметь там слишком большой интерес. К тому же отечественного инвестора куда легче заставить выполнять инвестиционные условия, чем какого-нибудь Вексельберга…