2005-12-19

Петр Демченко: "Коррупция в геологоразведке — угроза энергетической безопасности страны"

Девятого декабря Апелляционный суд Черкасской области обязал Кабинет министров восстановить Петра Демченко в должности председателя правления Национальной акционерной компании «Недра Украины». Это уже повторное восстановление Демченко в должности, после того как он был уволен постановлением Кабинета министров от 25 августа 2004 года.

— Петр Николаевич, как давно вы работаете в энергетической отрасли?

— Вы знаете, я ни в какой другой отрасли никогда и не работал. Мой отец был нефтяником, и я с детства слышал рассказы о нефти, газе, добыче и разведке полезных ископаемых. Потом пошел учиться в нефтяной техникум города Дрогобыч, это в Львовской области. По распределению в 1969 году попал на работу в Тюменскую область. Там в 1980 году окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений». И там, в Сибири, проработал до 1990 года. Это была отличная школа. Я прошел путь от помощника бурильщика «Правдинскнефти» до начальника центральной инженерно-технологической службы «Нижневартовскнефтегаза». Потом вернулся в Украину. Некоторое время работал в «Черниговнефтегазе», потом в «Укрнефти». А должность председателя правления в НАК «Надра Украины» мне предложили в 2003 году, и я согласился.

— Как бы вы оценили роль НАК «Недра Украины» в энергетической отрасли страны?

— Роль НАКа сложно переоценить. Сегодня это компания, которая несет ответственность за всю геологоразведку страны. Раньше, во времена Советского Союза, была принята норма: на одну единицу добытого сырья разведано должно быть две единицы. И это абсолютно правильный подход, я считаю, потому что иначе отрасль непременно столкнется с дефицитом разведанных запасов полезных ископаемых. Ведь одноразовые действия здесь стоят колоссальных финансовых затрат. Например, на бурение одной скважины в среднем уходит четыре-пять миллионов долларов. Но чтобы начать бурение, необходимо знать, где, на какой глубине и в каком количестве находятся ресурсы. Сбором такой информации и занимаются предприятия НАКа. Это стратегические знания, которые в будущем обеспечат стабильность развития не только отрасли, но и всего государства.

К сожалению, еще до недавнего времени за сбережение и систематизацию геологической информации нес ответственность Государственный комитет природных ресурсов. Бывшее руководство фактически торговало этой информацией.

— Каким образом?

— Я могу назвать несколько несложных схем, по которым разбазаривались, и у меня есть основания полагать, что продолжают разбазариваться государственные запасы энергоресурсов. Во-первых, продается геологическая информация об уже разведанных месторождениях. С этой информацией любая заинтересованная структура, ничем не рискуя, берет в аренду территорию, на которой находятся залежи, и добывает энергоресурсы. При этом государство не получает ни копейки прибыли, теряет драгоценные запасы ресурсов, а вложенные в геологоразведку миллионы бюджетных денег можно считать выброшенными на ветер. Во-вторых, Комитет незаконно выдавал повторные лицензии на промышленную разработку месторождений, лицензиатом которых являлись государственные предприятия. В такую ситуацию попали иностранные инвесторы — компания «Регал Петролиум». Комитет природных ресурсов выдал им лицензию на промышленную разработку Мехедивско-Голотовщинского и Свиридовского месторождений. Потом выяснилось, что выдавать такую лицензию Комитет не имел права, потому что предпочтение на получение разрешения на геологоразведку и добычу на этих месторождениях имеет государственная компания «Черниговнефтегазгеология», как предыдущий лицензиат, вложивший в месторождения огромные средства. Но к тому времени, как это выяснилось, инвесторы уже вложили в украинские недра 130 миллионов гривен. Судебная инстанция обязала «Регал Петролиум» остановить «незаконное» бурение. Но здесь инвесторы ни в чем не виноваты. Они получили разрешение на проведение работ от государственного органа, ответственного за выдачу лицензий, — Комитета природных ресурсов Украины. Откуда инвесторам было знать, что чиновники зарабатывают на этом деньги? А я вам скажу, что для Украины теплые отношения с инвесторами сегодня важны как никогда. При минимальном финансировании отрасли страна потребляет огромное количество энергоресурсов. И только инвесторы сейчас могут помочь увеличить внутреннюю добычу нефти и газа. Это стратегически важный вопрос для государства в условиях значительного повышения цены на энергоресурсы на мировых рынках. Эти проблемы, конечно, известны бывшему руководству комитета, но, по всей видимости, личная выгода его интересует значительно больше, чем благосостояние страны.

— Насколько мне известно, Комитет природных ресурсов был ликвидирован указом Президента от 25 апреля 2005 года. С этого времени что-либо изменилось?

— Да нет, ситуация еще больше усугубилась. Комитет действительно был ликвидирован указом Президента, а его функции передали Министерству охраны окружающей природной среды. Процесс передачи полномочий затянулся на месяцы. И все это время в отрасли отсутствует реальное управление. Действуют те же незаконные схемы, о которых мы с вами говорили. Кроме этого, за время существования Комитета была подписана масса договоров о совместной деятельности между государственными предприятиями и частными компаниями на разработку уже разведанных месторождений. Доля государства в них колеблется от 1 до 10 процентов, при миллионных вложениях в геологоразведку. И эти договора продолжают действовать, никто их не расторгал. При этом из недр добывается огромное количество энергоресурсов, а на доходах государства это почти никак не отражается.

— Вас уволили, когда Комитет еще существовал?

— Более того, меня уволили стараниями руководства Комитета. Оно подтасовало экономические показатели работы НАК «Недра Украины» за период моего управления. Этот факт признан судом, ведь меня восстановили в должности. Знаете, для системы, в которой все воруют, я, по-видимому, представлял угрозу. Сначала, чтобы увести от управления НАКом, они предложили мне занять должность заместителя главы Комитета природных ресурсов. А когда я отказался, Комитет урезал финансирование НАК «Недра Украины» в пять раз по сравнению с предыдущим годом. Более того, Комитет не принимал заявки от предприятий НАКа под разными предлогами. А потом обосновывал выдачу лицензий «угодным» компаниям отсутствием других претендентов. И когда Злочевский понял, что его прихотям я потакать не стану, наверное, решил, что легче меня отстранить от управления НАКом, чем со мной договориться.

— Теперь, когда вас восстановили в должности, как вы будете действовать?

— Тут непочатый край работы. Я поставил перед собой цель навести порядок в геологоразведочной отрасли, за которую я отвечаю как глава правления НАК «Недра Украины». Во-первых, необходимо провести тотальную проверку параллельных лицензий. Их существование тормозит развитие всей отрасли. Во-вторых, провести аудит всех договоров о совместной деятельности. Нужно контролировать, чтобы доли прибыли распределялись соответственно вложенным инвестициям. И вообще, мое глубокое убеждение состоит в том, что договора о совместной деятельности нужно заключать лишь при условии выгодного для государства разделения долей. Иначе Госкомпании с таким же успехом, как и частники, могут, привлекая кредитные средства, разрабатывать уже разведанные за государственные деньги месторождения. Ведь когда точно знаешь, где и в каком количестве находятся ресурсы, риск отсутствует. Особое внимание необходимо уделить работе с иностранными инвесторами. В кратчайшие сроки должны быть решены все конфликты, связанные с инвестиционным капиталом. Только инвестор, как внешний, так и внутренний, может помочь нам увеличить добычу полезных ископаемых и уменьшить зависимость от внешних энергорынков. Я вам скажу так: отрасль не требует каких-то сверхъестественных капиталовложений, ей просто необходимы хозяйственные руки и разумное управление.