2005-10-11

Нефтяные миражи угольных терриконов

Как только в Украине случается очередная напасть по нерасторопности властей, тут же общественность начинают…

…будоражить пронафталиненными «новациями», вынутыми из бабушкиных сундуков. Не так давно «в массы» был запущен очередной грандиозный замысел – из угля делать бензин – с амбициозным названием «Энергетическая безопасность Украины как составляющая энергетической безопасности Европы».

Старушке-Европе недосуг побеспокоиться о своей безопасности, потому выходит, что это наш крест. Угля у нас завались, правнукам будет вдосталь, а цены на «горючку» совсем с катушек слетели, а значит, пора из твердого углеводорода делать жидкий фабрикат – бензин. Предлагается привлечь в помощь наработки спецов из ЮАР, вот уже полвека перерабатывающих уголь в жидкое топливо и потому якобы со спокойной уверенностью взирающих на нефтяную лихорадку на мировых биржах.

Казалось бы – чего проще? Если так все ясно и понятно, то достаточно помахать увесистой пачкой купюр самой уважаемой из валют – и со всего мира к нам прибудут наисовременнейшие технологии, горя желанием помочь Украине выиграть «энергетическую войну». Однако наши государевы мужи избирают путь забалтывания вопроса в «международных инвестиционных научно-практических конференциях». Так может, все далеко не так очевидно, как это живописуют в печати клакеры идеи?

Прогноз как способ заработка

Во всех писаниях апологетов производства «синтетики» стало обязательным упомянуть прогнозы мрачновидца дедушки Кинга Хабберта. Уже мало кого волнует, что доктор Хабберт попал пальцем в небо, напророчив 56 лет назад начало апокалипсиса нефтяной цивилизации в первых числах 90-х годов ХХ столетия. Тогда геолог компании Shell , основываясь на доминирующих в то время методах разведки (геофизические методы только осваивались), определил нефтересурсы земного шара в 160 млрд. тонн.

Но прошло полвека, человеческие потребности в комфортном существовании вынудили изъять из кладовых Плутона более 60 млрд. т жидкого углеводорода. Тем не менее, на сегодня доказанные запасы нефти остались на том же уровне – более 162 млрд. т. И в последнее время из-за великолепных цен на «черное золото» нефтяные бароны сбросили мощности своих разведывательных работ, стимулируя восходящую динамику стоимости.

Более того, сейчас набирает обороты новая, хорошо аргументированная практическими результатами концепция, согласно которой нефть образуется не только с участием органического местного вещества (как это принято в органической теории происхождения нефти), но и с существенной добавкой водорода и простейшего углеводорода (метана), поступающих из земного ядра, мантии и нижней части земной коры. А это означает, что на Земле есть обширные участки, где происходит интенсивная регенерация изъятой из недр нефти.

Одним словом, пока никто не может указать с точностью объем мировых запасов нефти. Но прогноз – это товар. А мрачный прогноз – это хорошо ликвидный товар. Многие сделали себе имя и состояние в области «апокалиптики». Сама информация об истощении месторождений есть повод для «быков» поднимать на рога цены на биржах.

Но одно надо четко уразуметь. Экономические прогнозы – дело случая, как и выигрыш у «однорукого бандита». Тем более что экономика ни есть в полном смысле наука: все ее постулаты не носят безусловного характера в отличие, например, от законов физики, а являются набором рекомендаций «если да кабы». Очень многие ныне популярные экономические «теории» родились от длительного созерцания потолка и опасны для тех, кто в них свято верует.

За повышением цен всегда следует значительное их падение. В конце 70-х годов стоимость нефти была 80 долл. за баррель (в ценах 2000 года), а затем опустилась до 15 долл. в середине 90-х. Вывод один. Надо иметь голову на плечах и не паниковать, когда очередной оракул заблажит о близком конце света.

«Переварим» уголь на бензин?

Ссылки на Германию времен Второй мировой бойни и ЮАР эпохи апартеида некорректны. Эти производители «синтетики» «варили» ее от беспощадной безнадеги. Фюрер воевал с половиной мира, не имея достаточных нефтяных ресурсов, а африканеров обложили блокадой.

Себестоимость «лейна-бензина» из уголька мелкого и рассыпчатого у «сумрачного германского гения» была в десять выше американского. Фирмачи из южно-африканской Sasol и ныне производят моторное топливо, которое более чем в два раза дороже, чем бензин, полученный перегонкой нефти. Производство синтетического бензина у гордых потомков буров дотируется из госказны за счет других прибыльных отраслей (той же алмазной промышленности).

Можно сравнить затраты на производство моторного топлива классическим «робом» – нефтеперегонкой и по технологии «СЕСОЛ». Считать будем затраты, а не цены, которые в рыночной экономике далеко не всегда определяются себестоимостью продукции. Спрос на продукт и аппетиты конкретного государства формирует и цену и предложение.

Себестоимость добычи западносибирской нефти – 6 долл. за баррель, или 44 долл. за тонну. Транспортировка до НПЗ нефтедобывающей компании в европейскую часть России – 27,6 долл. (тариф транспортировки 1 т нефти на расстояние 1000 км – 13,8 долл.). Из одной тоны нефти получается около 50% топлива. Значит, на получение 1 т «горючки» понадобится 1,5 т нефти. Итого: 1,5х(44+27,6) = 107,4 долл. за 1 т.

Стоимость переработки на НПЗ 30 долл. за 1 т (4 долл. за баррель). Суммарная стоимость тонны нефтепродуктов на выходе с завода, но до того, когда начинает зверствовать «государственный рэкет», – 137,4 долл. за 1 т. Запомним эту цифру.

Теперь – широко рекламируемый южноафриканский техпроцесс Sasol. На 1т топлива надо израсходовать не менее 3,5 т каменного угля – это по проектной документации. А «по факту» в ЮАР рубят до 7 тонн уголька, чтобы получить 1 т топлива (вся заковыка в том, что этот техпроцесс капризен, и очень часто приходится останавливаться на ремонт).

Однако мы люди патриотично настроенные, потому будем считать, что украинские технари – самые лучшие технари в мире. Потому пропорцию «уголь-бензин» определим как 5:1. Итак: сырье – каменный уголь (например, александрийский концентрат угля марки ДГ) с не менее 62 – 65 % углерода (хотя надо до 80%). Стоимость добычи на-гора ископаемого в Украине – концентрата марки ДГ – 340 грн. за 1 т (без НДС). Щедро оценим себестоимость (а именно она нам нужна, т.к. мы предполагаем, что шахта будет обвязана в единое предприятие по синтезу топлива) в 200 грн. (40 долл.) .
40 долл.х 5 = 200 долл.
Текущие расходы на сам процессинг:
– газификация (данные коксохимзаводов) – 100 грн. за т угля ( $20 за т), 20 долл.х 5 = 100 долл. ;
– процесс Фишера-Тропша – $28 – 32 за т синтетических жидких углеводородов (данные Foster Wheeler).
Итого: не менее 330 долл. на 1 т топлива, что дороже российского производства в 2,5 раза.

Чтобы оценить масштабы инвестирования новых замыслов, один пример. Shell строит в Катаре завод Perl GTL по производству синтетического топлива из природного газа (не из угля). Планируемая производительность завода – 6,8 млн. тонн в год. Но на самом деле никто и никогда не работал на проектную мощность. Как правило, подобные заводы функционируют, в лучшем случае, на 60 – 70% своих мощностей.

Годовая потребность Украины в моторном топливе – не менее 12 млн. тонн, в топливном мазуте – 7 – 8 млн. тонн. Размер инвестиций Shell составит $5 млрд. В наших широтах капитальное строительство подобного комбината обойдется, как минимум, в 2 раза дороже. Поэтому в мире еще не нашлось инвесторов, которые бы за 14 лет новой украинской истории «с нуля» построили солидный промышленный объект.

Нам чужой успех – не указ?

С учетом вышеизложенного, даже страшно слышать, что на базе разгромленного Углепрома сейчас затевается новый промысел. Сколькими жизнями шахтеров придется расплатиться за амбиции дилетантов? По количеству смертельных случаев на 1 млн. т добычи показатели таковы: в США – 0,027; в России – 0,34; в Украине – 3,1. Добываем около 80 млн. т в год. Считайте сами, сколько ежегодно изувеченных тел вытаскиваем из завалов.

В настоящий момент прибыльно работают не более 6 – 8 шахт. Нам надо думать, как закрывать шахты, а не развивать на их базе новые промыслы. Маргарет Тэтчер – гуру для наших либералов-монетаристов – безжалостно расправлялась с нерентабельными шахтами, невзирая на протесты и голодовки. Недавно была закрыта последняя японская шахта, очень скоро закроют последнюю французскую. Уже давно не слыхивали о бельгийских горняках. А эти страны куда богаче Украины, и возможности дотировать тамошние шахты не сравнимы с нашими. Но вот что-то не слышно оттуда трагичных заявлений о «гарантиях энергетической безопасности».

И последнее. Почему надо смотреть только в сторону ЮАР? США и Европа почему-то не направляют своих «яйцеголовых» в творческую командировку в Африку. Прикладная наука живет своим умом, поедая гранты правительства и потихоньку разрабатывая альтернативные технологии.

Россияне, как ни парадоксально, одни из лидеров по части развития технологий производства синтетического бензина. Технологии Sasol для них – вчерашний день (российский ВПК еще 15 лет назад сдал компании «Тулауголь» в эксплуатацию оборудование значительно более эффективное, чем ЮАРовское). Потому ориентироваться на африканцев не по-хозяйски будет. Если, конечно, руководствоваться принципом целесообразности, а не чувством мести, когда повеситься на пороге нелюбимого соседа – и то радость…